Каждая социальная роль, каждый статус в жизни, от прилежного дошкольника до президента, имеет свои функции, особенности, права и рамки ответственности. Профессия учителя по праву считается одной из самых социально ответственных неспроста. Педагогическая ответственность с точки зрения права блекнет по отношению к ответственности учителя с точки зрения морали, по отношению к ответственности не только перед конкретным ребенком и его родителями, но и перед всем обществом. Ведь именно от суперпозиции будущих взрослых, которых взрастят педагоги настоящего, зависит процветание или крах целых государств, а возможно, и всего мира, все более напоминающего «глобальную деревню» канадского философа Маршалла Маклюэна. Объект работы учителя - это не столько дети hic et nunc, сколько их будущее, а значит, и будущее всего общества. Именно поэтому зона ответственности и обязанностей современного учителя - развитие не только и не столько знания школьника в узкой предметной области, но, что гораздо важнее, направление всех усилий на развитие ребенка как личности, формирование картины мира, воспитание достойного человека, способного и на добрые, и на великие поступки, вопреки мнению французского писателя Шарля-Луи де Монтескье.
Великий датский философ Серен Кьеркегор утверждал, что жизнь любого имеет вечное значение, и человек, взяв на себя этическую ответственность, начинает ощущать этот уходящий в бесконечность смысл. Пожалуй, жизнь учителя по призванию, отвечающего и ответственного, иллюстрирует эту прекрасную философскую идею через учеников, некоторые из которых тоже когда-то станут учителями, продолжив трудное и великое дело и, возможно, внезапно для себя обнаружив смысл жизни.
Свобода, выбор и ответственность взаимосвязаны. Известный гештальт-психолог Нина Рубштейн утверждает: каким бы парадоксальным это ни казалось, с увеличением ответственности увеличивается свобода. С увеличением свободы увеличиваются возможности для выбора. Так, ответственность, выраженная в требовании эффективной реализации образовательных программ, ведет к свободе выбора как самих учебных программ, так и форм и методов обучения. Педагог - творческая профессия, и как только учитель осознает ответственность не только за свои действия, но и за счастливое будущее вверенных ему учеников, он тут же увидит перед собой широкую палитру самых разнообразных возможностей. Известная туркменская поговорка гласит: орел свободен, когда у него есть крылья.
В то же время свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Кроме этого обыденного ограничения, профессия учителя предполагает соблюдение различных кодексов чести, а в настоящее время - профессионального стандарта педагога. Умение учиться, готовность к переменам, мобильность, с одной стороны, являются новыми требованиями, выдвигаемыми стандартом, а с другой стороны, увеличивают степень свободы педагога, поднимают ее на новый уровень через личностные изменения.
Именно ответственность помогает педагогу ощутить свободу выбора, открывая двери в новое и светлое завтра. Не бойтесь брать на себя ответственность, и тогда многих жизненных промахов и неудач, как в деятельности учителей, так и на жизненном пути детей, можно будет избежать! Закончить эссе я хочу замечательными словами героини Надежды из прекрасного фильма Эльдара Рязанова, сказанными в ответ на фразу о врачебных ошибках: «Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счете они обходятся людям не менее дорого».

Владислав ПОПОВ, учитель информатики школы №953