Современному учителю дается достаточная свобода, и ее можно понимать как свободу профессионального и нравственного развития. Сейчас перед педагогами открываются такие невероятные технические возможности, о которых раньше можно было только мечтать. Вместе с миром меняется и образование, меняется учитель. Меняются и те, кого мы учим, значит, учить нужно не так, как 20 лет назад. Пройдет еще 10 лет, и новейшие технические изобретения сменят существующие, и так будет всегда. Конечно же, мы должны соответствовать этим изменениям, но неизменным остается и должно оставаться другое: живая душа человека, личность учителя. В руках терпимого, терпеливого и доброго человека свобода становится инструментом созидания, в ином случае она может нанести непоправимый вред ранимой и незащищенной детской душе. Недопустимо, если педагог самоутверждается, манипулируя детьми, внушая им ложные понятия и тем самым искажая заложенную в каждом человеке тягу к добру, любви и справедливости. Как и любой другой человек, учитель имеет право на ошибку, однако обязательное условие профессии - признание своих ошибок, иначе теряется смысл учительского труда.
Понятие свободы, на мой взгляд, включает в себя не только свободу действий учителя, но и свободу выбора: на что употребить данную учителю свободу, какие цели ставить и какие задачи реализовывать.
Выбор учителя - это всегда выбор в пользу ребенка. Современные дети живут в жестком информационном пространстве: школа предъявляет к ним определенные образовательные стандарты, действуют социальные стереотипы, ограничивающие естественную свободу ребенка, и детская лабильная психика адаптируется к этому постепенно, порой с трудом справляясь с потоками информации.
Выбор учителя всегда должен быть соразмерен потребностям и ожиданиям современного ученика, поэтому, на мой взгляд, он заключается в том, чтобы не только помочь разобраться в новом знании, но и поддержать в сложном процессе самопознания, осознания себя как личности, поскольку основной вопрос, который задает себе ребенок: кто я в этом сложном, изменчивом мире?
Главное же звено триады «свобода, выбор, ответственность», несомненно, последнее. И свобода действий, и выбор педагогического и методического инструментария вне этого понятия - нравственный хаос; лишь ответственность делает выбор осознанным и ограничивает свободу самовыражения нравственными рамками.
Выдержка - важнейшее условие ответственности. Унижать детей криком, оскорбительным словом недопустимо, но это, к сожалению, весьма нередкое явление в школе. Учитель всегда авторитет для ребенка, и, унижая ребенка, он прежде всего унижает себя. Хочется повторить известное английское высказывание: «Keep calm and carry on» («Сохраняй спокойствие и двигайся вперед»). Мы отвечаем своей профессией перед обществом, перед родителями, но самое главное - перед детьми.
Настоящий учитель ежеминутно помнит о том, что он несет двойную ответственность: за качество преподносимого знания и за тот путь, который он проходит вместе с учениками.
В заключение хочется сказать, что только ответственное отношение к предоставленной свободе и верно сделанный выбор дают учителю право называть себя учителем.

Евгения МУХИНА, учитель английского языка школы №1494