Каждый урок придумывается для конкретных детей и преломляется через призму моего личного отношения к предмету. Все это очень подвижно, изменяется в зависимости от реакции учеников. На самом деле уроки создаю не я один - это процесс сотворчества, мы создаем их вместе.
За два года понял, что хороших учебников по информатике просто нет. Плохо это? Наверное, да. Зато можно свободно изучать с ребятами то, что считаешь нужным, привязываясь только к федеральному стандарту и своему представлению о предмете.
Закончили с коллегами составление программы изучения информатики в нашей школе. А то свобода - это хорошо, но если каждый учитель каждый год придумывает, что ему с детьми изучать, получается не очень здорово: в итоге-то все должны примерно одно и то же узнать.
Получается, что, имея свободы больше, чем остальные учителя, мы все равно загнали себя в какие-то рамки. Почему? Боимся ответственности? ЕГЭ вот в этом году наши ребята впервые сдают... Но эти рамки не мешают нам делать свободный выбор. В «Кавказском пленнике» Льва Толстого один из двух героев, находящихся в ситуации несвободы, оставался внутренне свободным и сделал выбор в сторону свободы абсолютной. И учитель может и должен оставаться свободным творцом, точнее, сценаристом, режиссером и актером разворачивающегося на уроке и вне его действия.
Но, выбирая, учитель должен внимательно прислушиваться к отзвуку, который его выбор находит в учениках. Если слышен консонанс, то все правильно, и благодаря ему свобода выбора будет и у детей, а значит, учителю уже не нужно бояться ответственности.
Годы идут. Вдруг осознал, что живые идеи уроков, однажды придуманные и прекрасно сработавшие, без изменения переходят из класса в класс, затвердевают и постепенно превращаются во что-то почти мертвое. А за повседневными заботами этот процесс для меня проходит почти незаметно.
В пятых классах начали работать по новым стандартам - пилотный проект. Немногие хорошо понимают, что это значит. Однако прекрасно, что необходимость заново задумываться об организации и содержании уроков заставляет встряхнуться, осознать, что рутина сковала мою свободу, расправить крылья - и снова уроки наполнены вдохновением, все больше мы с ребятами получаем от общения.
Позади открытый урок в пятом классе. Эксперимент без репетиции и предварительной проработки с детьми (иначе неинтересно). Как же много они могут сделать сами, нужно только в правильную сторону немного подтолкнуть! Спасибо за работу!
Учителя делятся с коллегами своими разработками и новыми мыслями по поводу ФГОС. Кто-то боится ответственности, которая неизбежно приходит со свободой выбора: какие тут метапредметные компетенции, когда мы программу пройти не успеваем! Лучше уж по старинке. Но ведь и в этом случае ответственность с нас никто не снимет, и спросят нас: «А все ли ты дал тем, кого тебе доверили? Правильно ли употребил данную тебе свободу? Или, побоявшись правильно ею распорядиться, добровольно подчинил себя и детей закоснелым методичкам?»
Сходил на собеседование к директору школы, в которой собираюсь работать по совместительству. Выяснилось, что учителям дается почти полная свобода: «Я набираю хороших учителей и не мешаю им работать». История повторяется. Но теперь я точно знаю, как прав был Альбер Камю: «Свобода - это в первую очередь не привилегии, а обязанности».

Дмитрий МИХАЛИН, учитель информатики школы №345 имени Александра Пушкина