Я улыбаюсь. Упражнения не было задано, лишь один раз намекнул, что его надо просмотреть. Минута до звонка, в классе приятное предучебное возбуждение. Кто-то суетится с повторением пересказа, кто-то судорожно проглядывает активный словарь. Ни одной посторонней мысли. Все только об английском, все разговоры только об уроке. Они моя гордость - 7-й «Б». Интеллигентные, не по годам рассудительные, яркие, как пятнадцать ослепительных звезд в одной галактике, талантливые во всем, уважительные и невероятно общительные. Атмосфера на уроке с ними сумасшедшая, это и психологический заряд, полностью позитивный, и огромное количество вопросов, а главное, как чутко они слышат, что имеет в виду учитель, как тонко чувствуют, когда можно поговорить, а когда промолчать, как молниеносно реагируют на любую шутку, на любое замечание, на все, что только звучит от педагога. Эти лица, безусловно, останутся в моей памяти до конца веков.
Несу ли я ответственность перед такими детьми? Я ставлю ответственность на первое место. Ничего не может быть важнее ответственности перед ними. Любое слово запомнится, любой жизненный принцип ими повторится, они как губка впитывают все и даже больше - перемены для них не существует, на перемене для них существует личность учителя, многогранная, непознанная, перемена - возможность пообщаться с учителем, по-доброму пошутить. Они всегда в полукруге рядом со мной: в аудитории ли я или дежурю в рекреации.
Свободен ли я в общении с ними? Вполне. Я говорю с ними на одном языке, знаю их увлечения: кто-то компьютерный гений - можно обсудить последние обновления в играх и разработки в области информационных технологий, кто-то танцор - можно поговорить о победах в соревнованиях или даже поучиться танцевать самому, а кто-то не на шутку увлечен языками - здесь нам точно есть что обсудить: какой артикль поставить, как перевести незнакомые слова, в чем разница между презент перфектом или паст симплом.
Могу ли я выбирать? Свобода и выбор очень близкие понятия, для меня - синонимы. Каждый урок я выбираю, как лучше подать материал, выбираю, как лучше опросить каждого из них, выбираю, как обойти подводные камни и привести их за руку к тому, что знаю сам. Выбираю постоянно, я свободен. Но мой выбор и свобода всегда ограничены ответственностью, и мне нравятся эти рамки. Без ответственности выбор и свобода слишком подвижные и безрассудные птицы, которые могут улететь не в ту сторону. Ответственность - необходимый якорь для лодок под названием «свобода» и «выбор». В школьном озере нет более надежной схемы.
Урок закончен. Но звонка никто не слышит. Все сидят не шелохнувшись. Лишь один из них удивленно произносит: «Уже все? Вроде только сели». Одобрительно опустив глаза в его сторону, произношу по-английски: «Я тоже не заметил, как пролетело время. Домашнее задание».
Свобода подразумевает наличие выбора, за который мы, учителя, несем ответственность. Нет большей любви к ученикам, чем чувствовать свою ответственность и действовать осознанно в ее рамках, выступать примером современного, образованного, понимающего учителя. Эта роль и льстит, и обязывает.

Василий МУРЗАК, учитель английского языка школы №1206