Человек рождается на свет свободным, но в конечном счете сам выбирает для себя социальную роль и ограничения, ей сопутствующие. Поэтому первая свобода современного учителя, которая ставит его перед сложным и важнейшим в жизни выбором, - это свобода выбора профессии, своего дела в жизни. Дальше уже в реализации своего педагогического потенциала у учителя есть много маленьких «свобод» и возможностей: классное руководство, углубленное изучение предмета, подготовка к экзаменам, воспитательная работа, методическая деятельность... В каждой из этих ипостасей учителя находят себя, и дети будут развиваться гармонично только в той школе, где реализована каждая из них, где каждый педагог нашел свою нишу, из всех этих свобод выбрав ту, что ему по душе. Но я думаю, что главная свобода современного учителя совсем не в этом, а в постоянном творческом поиске, отсутствии рутины, замкнутого круга дом - работа - телевизор - сон, этой чумы нашего времени. Дети никогда не дадут учителю потерять себя, стать винтиком в машине производства и потребления. Мы даем нашим ученикам знания, они возвращают нам нашу свободу, чем не прекрасна такая профессия?
Даже определившись с профессией, учитель впоследствии много раз сталкивается с необходимостью выбора. Он может быть как крайне важным (переходить в новую школу к лучшим условиям или остаться со своим привычным коллективом и учениками?), так и совсем незначительным (пошутить на уроке, разрядить обстановку или показать, насколько важна текущая учебная ситуация для дальнейшего курса). И учителю необходимо в каждой из таких ситуаций помнить, что он  пример для учеников. Профессия учителя  одна из самых творческих в мире, возможно, даже более творческая, чем у музыканта или художника, у которых есть достаточно времени, чтобы выучить партитуру или спокойно сесть за эскизы в то время, когда придет вдохновение. Учитель должен постоянно импровизировать, иначе он в лучшем случае может дать знания, но не научить, играя, таким образом, роль хорошей книги или обучающего портала. А каждая импровизация - это уже маленький выбор. И в глобальном смысле можно сказать, что это и есть выбор современного учителя - поддерживать постоянный контакт со своими учениками. Не просто давать знания, а учить. Учить предмету. Учить учиться. В положительном смысле даже учить жить, если не видеть в этой фразе исключительно постоянное чтение морали.
Возможно, именно ответственность Уинстон Черчилль подразумевал, когда говорил, что школьные учителя обладают такой властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. Дети, не только получая в процессе обучения знания, но и во многом выбирая жизненные ориентиры, не могут не обращать внимания на своих учителей. В первую очередь педагог несет ответственность не за то, что ученики будут знать к моменту окончания школы, и уж точно не за то, как они сдадут экзамены. Главная ответственность учителя - выпустить из школы достойных молодых граждан, умеющих и любящих учиться и работать, знающих, как взаимодействовать с современным, постоянно и очень быстро меняющимся обществом, и обладающих достаточно высоким уровнем культуры. Конечно, есть и другая ответственность - перед родителями за оценки, перед завучами за успеваемость. Но когда у всех участников учебного процесса одна общая цель, описанная выше, тогда, и только тогда, учитель вправе рассматривать свою ответственность не как тяжелую ношу, а как предмет гордости.
Подведем итог. На современного учителя, сделавшего свой главный в жизни выбор - быть настоящим учителем, ложится огромная ответственность, возможно, большая, чем на политиков, директоров банков или крупных предпринимателей. Но, несмотря на это, настоящий учитель - свободный и счастливый человек. И только люди, о которых можно так сказать, могут сделать мир лучше.

Петр ЛЕЛЯЕВ, учитель информатики школы №627