Мы часто слышим и говорим о свободе. Каждый человек понимает под этим словом что-то свое. А что об этом думаю я? Я  учитель. Моя свобода своеобразна и не каждому понятна. Она предполагает в первую очередь огромное количество выборов, больших и маленьких, серьезных и не очень, но которые необратимо влекут за собой ответственность. И  умение принять на себя и понести эту  ответственность и можно считать личной свободой. А личная свобода для учителя определяется его профессией. Мне не хочется говорить о выборе программ, о требованиях, которые предъявляют к учителям Министерство образования и науки, Департамент образования, директора школ. Эти требования были всегда, они меняются, и наша задача соответствовать и  идти в ногу со временем. Хочется поговорить о наших учениках. Ведь самые большие требования к учителям предъявляют наши дети. Они испытывают нас, проверяют на прочность и даже провоцируют. И именно здесь для педагога наступает самая большая ответственность - не поддаться, не сломаться, ответить корректно, достойно и спокойно.
В моем случае полноценное осознание ответственности учителя перед детьми пришло на второй год работы в школе в связи с одним инцидентом, в который я ввязалась сама, по собственной инициативе. Это было после уроков, я закончила свой рабочий день и уже возвращалась домой. Был хороший мартовский день, дети поздравляли с началом весны, и настроение было прекрасное. На пути к метро, между домами, я увидела группу ребят не из нашей школы. Они стояли, окружив двух дерущихся мальчиков, и звонко их подбадривали. Я остановилась. Стою и думаю: «Подойти или нет? Их много, а я одна. А вдруг что-то с ними случится? Я себе это не прощу». Как оказалось, остановилась не я одна, в отдалении я увидела женщину с собакой и еще мужчину, вышедшего чистить машину и смотревшего на все происходящее. Я пошла к группе ребят и встала с краю. Смотрю и тихо у одного из ребят спрашиваю: «А что происходит?» «Отношения выясняют», - ответил он и обернулся. Посмотрел на меня и удивился. Рядом незнакомый человек, да еще и взрослый. Я сказала: «Понятно!» и достала телефон. В голове путались мысли: «Куда звонить, кому? В полицию? Пока они приедут, может что-то случиться...» По кругу пошел шепоток: «Кто это?.. Она кому-то звонит... Надо уходить...» Я приложила телефон к уху, так и не решив, кому звонить, но  делая вид, что звоню, и готова даже была разыграть разговор, что звоню в полицию и вызываю на место происшествия. Группа ребят начала расходиться, а дерущихся стали разнимать и говорить им, что нужно уходить, они были в одних рубашках, хотя на улице было холодно. Уже через пару минут площадка опустела, а ребята разошлись по разным сторонам, и мне было трудно даже отследить, кто и куда ушел. Постояв немного, я пошла домой. Мысли в голове опережали одна другую: «А если бы я не остановилась и не подошла? А если бы они накинулись на меня?.. А если?.. А если?..» И тогда я с полной уверенностью осознала, кто я. Я - учитель, я - педагог. Я тот, кто не остался равнодушным, я не прошла мимо. Я поставила здоровье и жизнь ребенка выше своих интересов, страхов и своей безопасности.
После этого случая я могу с твердой уверенностью сказать, что свободный выбор учителя и есть его ответственность.

Елена ОВЕРИНА, учитель географии лицея №2010