Основа ученица седьмого класса. Затаив дыхание, наблюдаю за любимым учителем. Вот она торжественно надевает белоснежный халат, красивыми ухоженными руками уверенно берет пробирку, осторожно добавляет в нее бесцветную жидкость. В этот момент время словно замедляет свой ход, и меня уже ничто не интересует. Кроме химии. Наука завораживает меня, не оставляя никаких сомнений в выборе будущей профессии. Увлечение химией и огромное желание учить детей привели меня в педагогику.
В дальнейшем не раз убеждалась в правильности своего решения, хотя выбирать приходилось постоянно. Пройдя через провальные первые уроки, разочарование и слезы, выбирала собственный стиль преподавания. Выполняя подчас рутинную работу, выбирала путь профессионального совершенствования. Работая с трудными детьми, выбирала радость и счастливую улыбку. Иначе быть и не могло: ведь я принимала их без всяких условий. Просто любила.
Любила так же, как и мои родители, которые никогда не ограничивали мою свободу. Сегодня, проработав двадцать лет в школе, я по-настоящему понимаю, насколько ценно это умение. Оставаться внутренне свободным в любой ситуации и делать то, что доставляет тебе удовольствие. Уйти от шаблонов и стереотипов и дать свободу выбора своим ученикам, тем самым воспитывая в них личность, которая не будет бояться падать, подниматься и бороться.
Уверена: свобода - это всегда личный выбор. Как спланируешь свою деятельность, куда направишь мысли и творческий полет фантазии, так и будешь работать. Замкнешься в рамках одной программы или методики - не только детям, но и самому станет тесно и скучно. Начнешь экспериментировать, использовать что-то новое - урок расширит границы познания, заиграет яркими красками, позволит чувствовать себя соответственно.
Другое дело, что некоторые из моих коллег боятся такой свободы, потому что она предполагает ответственность. Конечно, намного проще не думать об этом, не принимать решений, а только выполнять предписания, прикрываясь высокопарными словами. Но при этом они забывают о том, что каждый учитель, как никто другой, несет ответственность за результат своей деятельности, за свой труд в целом.
Я помню об этом всегда: когда иду на урок, выставляю оценки, общаюсь с родителями. Когда смотрю в детские глаза и вижу в них будущее. Именно тогда понимаю: насколько оно будет счастливым, во многом зависит и от меня. Научить химии, сохранить и развить стремление к знаниям - только одна сторона вопроса. Последующая жизнь моих учеников будет состоять из множества поступков, определяющихся чертами характера и в свою очередь формирующими этот характер. Но всякое качество их души сейчас имею возможность формировать и я.
Свобода, выбор и ответственность - три неразрывных понятия, дополняющих друг друга и определяющих уровень компетентности современного учителя. Можно исследовать химический состав вещества и точно узнать его особенности. Можно разложить на мельчайшие составляющие тайны мастерства, но стать настоящим профессионалом может далеко не каждый. Это под силу лишь тому, кто ценит свободу, не боится сделать выбор и осознает ответственность...
Меня возвращает в реальность звонок. Очнувшись, замечаю, что дождь уже закончился. Первые прохожие спешат на автобусную остановку, у некоторых из них в руках букеты. Наступило утро первого сентября. Пора и мне собираться на работу. Что нового принесет наступающий учебный год?

Маргарита ШИРЯЕВА, учитель химии школы №1413