это осознал в школе, когда долго не мог найти преподавателя для подготовки к вступительному экзамену по английскому языку. Все давали отрицательный ответ: поздно, серьезные пробелы, не успеем. Но потом меня познакомили с ней. Она сразу отбросила все сомнения и внушила веру, что все возможно, и помогла сделать невозможное. Она - это именно тот учитель, образ которого возникает у меня в голове, когда я думаю о важности выбора в преподавании. Сейчас я понимаю, что, если бы тогда, более чем 10 лет назад, она не сделала свой выбор в мою пользу, моя жизнь пошла бы по другому пути.
У каждого учителя есть такой ученик, который переходит в его класс с клеймом «необучаемый». Однажды такой ученик появился и в моем классе. Принять его таким, а не отвернуться, было непросто. Я был не свободен от своих предрассудков, был слишком взрослым и серьезным, чтобы снизойти до уровня ребенка и узнать в нем себя. Но, представляя себя на его месте, я понял главное - каждый имеет право быть услышанным. Я понял, что могу либо загубить любознательность и попытки роста, либо помочь и показать, как преодолевать трудности. Как и я в школьные годы, он хотел одного - чтобы в него верили. Ведь это так несложно - показать ученику, что ты в него веришь, не отворачиваться, а идешь навстречу. Невозможно повести за собой и привести к успеху, если сам смотришь потухшими глазами и полон сомнений. Я, учитель, должен внушать ученикам веру в себя и показывать, что нет ничего невозможного! Для меня это важнее, чем просто зайти в класс, проверить домашнее задание и объяснить новую тему. Этого нет в законах и правилах, но стало моим внутренним стандартом: верить в ученика и ни в коем случае не отворачиваться.
Несомненно, изучение иностранного языка сопряжено с колоссальным напряжением и необходимостью преодолевать себя. Заговорить на чужом языке - значит сломать барьеры внутри себя, а это непросто, когда за каждую ошибку тебя ждет наказание или насмешки. Я вижу успех изучения иностранного языка в создании свободной обстановки на уроке. Свободный урок, на котором все, что делает учитель, направлено на снятие трудностей и освобождение от препятствий и переживаний. Для учителя же эта свобода выражается в отсутствии формализма и стремления поместить урок в рамки. Однако это невозможно без раскрепощения и освобождения самого учителя. В первую очередь от своих страхов и сомнений. Только по-настоящему свободный учитель может относиться к ученику как к равному. Свобода на уроке дается нелегко и не всегда находит понимание у коллег и учеников, часто воспринимается как слабость и неумение контролировать класс, но последствия взаимодействия свободного учителя со свободным учеником ведут к успеху в обучении, и ничто не может останавливать от движения к этой цели! Для меня это является одной из основ человеколюбивого подхода к образованию. Я использую термин «человеколюбивый», потому что в ученике в первую очередь вижу человека с правом на любовь, веру и свободу! Свобода как неотъемлемая часть нашей цивилизации не должна подменяться на диктат учителя.
Он был одним из многих учеников, начиная работу с которыми я стоял перед нелегким внутренним выбором. После были другие, и мой выбор был и всегда будет на стороне учеников. Приступая к работе с новым классом, я принимаю весь груз моральной ответственности. Ни в коем случае моя слабость не должна быть преградой для их развития. Ведь если допустить, что я перестану вместе с учениками преодолевать трудности  и препятствия, имею ли я право носить гордое имя Учитель?

Виталий БЫЧКОВОЙ, учитель английского языка центра образования «Школа сотрудничества»