Прежде всего учителю необходимо почувствовать себя капитаном, одной из главных ценностей которого является свобода. Она проявляется в создании профессионального образа, в котором чередуются роли справедливого руководителя, требовательного просветителя, творческого вдохновителя, а также сочетаются такие качества, как гибкость, активность, строгость и дружелюбие.
Несмотря на то, что конечный пункт образовательного путешествия определен ФГОС, рабочими программами и тематическими планированиями, за учителем остается выбор маршрута, который, например, может проходить через острова сокровищ с новыми методиками и учебными пособиями или огибать затягивающие водовороты зубрежки правил и натаскивания на экзаменационные тесты. Кроме того, остановки по пути позволяют свободно общаться и обмениваться идеями и опытом как с российскими, так и с зарубежными коллегами.
Однако любой хороший капитан понимает, что обратная сторона свободы - это ответственность: за жизнь и здоровье своей команды учеников, за отбор информации, которая пойдет в их жизненный багаж, и за обучение своих подопечных.
Бескрайние просторы интернет-пространства, подобно сиренам, заманивают огромным количеством доступной информации, которая на поверку оказывается ложной, поэтому капитану необходимо показать своим ученикам, как различать маяки и другие ориентиры, которые помогут не сбиться с пути к намеченной цели. Наставник должен разглядеть талант каждого члена команды, подобрать именно такую работу по получению знаний, к которой ученик способен лучше всего, и помочь ему занять свое место на корабле. На учителе также лежит ответственность за то, чтобы показать, что совершать ошибки не значит оказаться за бортом в окружении акул, а, наоборот, значит учиться анализировать и быть терпимее к себе и другим людям, что в будущем поможет стать капитаном собственной жизни.
Являясь руководителем и вдохновителем, капитан в ответе за создание условий для сплочения своих подопечных, развития их командного духа и расширения кругозора. Наставнику необходимо не только передать ученикам свои знания, но и научить их пользоваться полученными дарами при ориентировании по картам собственной жизни и прокладывании своего профессионального курса.
В обязанности учителя также входит устранение неприятностей, возникающих во время путешествия. Одной из проблем может стать бунт команды, которого можно избежать, являясь в глазах подопечных авторитетом и демонстрируя собственным примером необходимость постоянного стремления к новым берегам знания за счет личного и профессионального роста. Кроме того, как известно, истинный капитан идет ко дну вместе со своим кораблем, однако подобную катастрофу можно предотвратить, оснащая свое судно по последнему слову техники и заполняя трюмы только новейшей и проверенной информацией.
Таким образом, в современном мире перед учителем-капитаном постоянно стоит выбор курса, задаваемого с помощью правильного вопроса, задания, упражнения или совета, и от этого ежедневного решения зависит настоящая и будущая стройность рядов российского образовательного флота.

Ксения БЫХОВСКАЯ, учитель английского языка школы №192