одной стороны, кажется, что у учителя больше не осталось выбора - он должен строго следовать утвержденным программам и регламентам, с другой - практика показывает, что зачастую проявление индивидуального подхода может дать желаемые плоды - высокие баллы, уважение учеников и заинтересованность детей в изучаемом предмете. Так что же выбрать?
Стандартная школьная программа ориентирована на «средних» учеников. Таких большинство, но при этом подходе способные дети теряют интерес к предмету, а слабые школьники понимают, что никогда не смогут «разгрызть» гранит науки, отчего чувствуют свою беспомощность и еще хуже усваивают материал.
Если учитель решает с классом только легкие и средней сложности задачи, каждый урок подробно останавливается исключительно на теоретических азах, пытается построить урок таким образом, чтобы дать минимум информации, но зато так, чтобы ее смогли усвоить все ученики, то такой преподаватель оказывает своим подопечным медвежью услугу. На занятиях такого педагога отсутствует прогресс, процесс обучения замедляется или даже останавливается. Средние ученики теряют свой потенциал, снижается общий уровень знаний, а сильные ученики уходят в школы с углубленным изучением предмета, где они по-настоящему могут раскрыть свои способности. Конечно, можно просто нагружать способных школьников более трудными задачами, но для их развития требуется уделять достаточно много времени для разбора заданий повышенной сложности, углубляться в теорию, а на это все просто не остается времени, если сделать упор на базовые понятия и отстающих учеников. Кроме того, у слабых учеников при таком подходе отсутствует мотивация догонять лучших учеников класса.
Учитывать интересы исключительно группы сильных учеников тоже не самый лучший подход в образовании. Здесь важно понимать, что как бы ни было интересно самому учителю вести занятия только для талантливых детей, остальные ученики тоже имеют право знать. Пренебрегать нуждами этих школьников невозможно и недопустимо с моральной точки зрения, так как учитель в какой-то мере ответственен за судьбы своих подопечных.
На мой взгляд, в работе учителя важно найти баланс - суметь заинтересовать каждого ученика в классе. Очень важно уделить внимание ребенку, которому сложно понять стандартное объяснение, но не дать потерять интерес к предмету и способному человеку. Например, можно поделить класс на две подгруппы, как это зачастую делается для обучения иностранному языку. Каждая группа будет заниматься по адаптированной под их способности программе. В этом случае у преподавателя появляется возможность индивидуального подхода к каждому ученику: подобрать задачи, объяснить трудные моменты или дать дополнительный материал, например, для подготовки к олимпиадам.
Как это сделать? Это и есть свобода и тот самый выбор, который должен сделать каждый учитель. Строго следовать программе или же искать творческий и гибкий подход к подготовке своих учеников, при этом выполняя все требования, наложенные государством, - это и есть ответственность современного учителя.

Василий БЕРЕЗКИН, учитель математики школы №192