Что касается свободы и ответственности учителя, то на первый взгляд все решается просто: свобода преподавания прописана в законе, а требования к педагогу и к компетентности обучающихся - в образовательном стандарте. Однако в практической работе с конкретным учеником и с классом все становится сложнее. Помимо того что от учителя требует образовательный стандарт, дети, их родители, каждый из нас имеет свою сверхзадачу. Суть ее: научить ребенка думать посредством своего предмета, дать ему практические навыки, востребованные повседневной жизнью, воспитать в нем патриотизм и гордость за свою страну. Идя к своей сверхзадаче, учителю важно чувствовать ответную реакцию, соизмерять свое видение развития ребенка с его душевным состоянием и его собственным видением себя. В то же время очевидно, что у ребенка недостаточно жизненного опыта, для того чтобы сформировать это видение. Поиск тонкой грани, позволяющей добиться оптимальных результатов в данной задаче, основан на собственном совершенствовании с целью реализации всех компетенций педагога.
Многие из нас сталкиваются с ситуацией, когда часть класса готова работать на серьезном уровне и решать сложные задачи, в то время как с остальными нужно вдумчиво читать учебник и анализировать прочитанное. Если ориентироваться на подготовленную часть класса, то остальные перестанут ощущать свою успешность, воспринимать предмет и покажут результаты ниже возможных. Если же полагаться на менее подготовленных детей, то первая половина не реализует себя в полной мере, и соответственно не будет достигнута цель образовательного процесса.
Таким образом, главная задача современного педагога требует правильного и продуманного выбора метода работы, основанного на свободе преподавания и на осознании собственной ответственности.
Мы понимаем, что современный мир быстро меняется, меняемся и мы, и наши ученики. При этом не могут не поменяться методы работы учителя. Современный ученик не задает больше вопроса «почему так?», он спрашивает «зачем это нужно мне?». Теоретические знания перестали быть целью образовательного процесса, став его инструментом. В свою очередь вузовские преподаватели, получая выпускника школы, ожидают от него высокого уровня подготовки. Они рассчитывают, что первокурсник не только умеет добывать знания и ставить задачи, но и обладает суммой знаний, переставшей быть для нас целью. Будет ли успешный выпускник школы успешным первокурсником? И как построить свою работу, чтобы в процессе обучения в школе выпускник усвоил все, что потребуется от него на следующей ступени образования? Каждый из нас отвечает на этот вопрос, осознавая собственную ответственность.
Еще одной проблемой, связанной с изменчивостью мира и приумножением полученных человечеством знаний, считаю проблему «забытых искусств», таких как, скажем, каллиграфия в японской культуре. Очевидно, что при помощи компьютера или другой техники сегодня решается множество задач, которые были сложны для прошлых поколений. Стоит ли современным ученикам и их педагогам освободить головы для решения современных и актуальных задач, или стоит вернуться к постижению искусства интегрирования и геометрических построений одним циркулем или одной линейкой?
Несмотря на то что ни один учитель, на мой взгляд, не формулирует для себя отношение к проблеме свободы, выбора и ответственности, именно эти категории заставляют нас осознанно вести внутри себя серьезную работу, результатом которой является наше повседневное взаимодействие с учениками.

Артем БАРАТ, учитель физики школы №1394