Что же выбирает современный учитель? Думаю, настоящий учитель в первую очередь выбирает, конечно, свою профессию. Профессию отнюдь не простую, крайне ответственную, далеко не всеми, увы, уважаемую и тем не менее любимую...
Итак, главный свободный выбор сделан. А что же дальше? А дальше почти ежедневные частные «выборы», которые принято называть рутиной педагогической работы - от выбора программ и учебных пособий, форм и методов обучения до выбора конкретных методических идей, приемов и даже собственных, порой неожиданных, реакций на сиюминутные ситуации. Это и вправду рутина? Отчасти - пожалуй. Но между тем все эти «выборы» в совокупности формируют очень важный инструмент учителя, его профессиональное «я» - его методическую систему. Таким образом, получается, что чем свободнее учитель, чем увереннее он в своих профессиональных силах и в своих «выборах», тем полнее, богаче, логичнее, неординарнее, а главное, эффективнее, будет построенная им методическая система.
Зигмунд Фрейд как-то сказал: «Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит». Пожалуй, по отношению к учителю это высказывание как нельзя верно: любая методическая система, порожденная многими действительно свободными «выборами», неизбежно, особенно в первое время, подвергается сомнениям, критике, нападкам со стороны всех участников образовательного процесса, а потому нуждается в защите со стороны ее автора, в принятии ответственности за все в совокупности и за каждый в отдельности сделанный выбор.
Виктор Шаталов в своей книге «Эксперимент продолжается» интересно описывает психологическое состояние учителя, работающего по опорным конспектам: он заканчивает объяснение, открывает плакат с конспектом и... становится безоружным - ученики тут же видят все допущенные неточности, недоговоренности, не говоря уже об ошибках... В этой ситуации учитель становится фактически заложником своей методической системы: казалось бы, работай себе спокойно, по старинке, без огромной дополнительной работы и повышенного уровня ответственности, но нет, уже сделанные ранее свободные «выборы» учителя побуждают его двигаться дальше, развиваться и развивать своих учеников.
И, мне кажется, именно ответственность за развитие учеников становится в конечном счете первостепенной. В приведенном примере говорилось об ответственности за преподносимые знания. Она, конечно, никогда не утратит своей актуальности, но в современных реалиях жизни в информационном обществе учитель должен быть скорее не источником знаний, а маяком, задающим направление их поиска. Мы знаем, что достаточно легко полученную информацию проверить, но легко ли привести к этой мысли ученика, научить его всегда анализировать сказанное, прочитанное, увиденное, не принимать слова на веру? Какой свободой должен обладать учитель, чтобы сделать правильные «выборы», которые смогут привести его ученика к осознанию СВОБОДЫ его познания мира?..
Задумаемся, чем ограничена свобода учителя. С моей точки зрения, тремя факторами: собственным профессионализмом, социальными нормами и требованиями государства и общества. При этом совершенствование профессионализма в полной мере во власти учителя, социальные нормы, как правило, принимаются им, позволяя трактовать свободу как осознанную необходимость, а значит, важнейший фактор сдерживания свободы учителя - требования государства и общества. И, вероятнее всего, именно РАЗУМНОЕ их сочетание, разумное и оправданное ограничение учительской свободы позволят каждому педагогу найти и реализовать свое профессиональное «я» во благо всех участников образовательного процесса...

Анастасия АЛФИМОВА, учитель математики гимназии №1358