Как уточнили гости из Ленинградской области, если вся образовательная среда заточена под открытие, узнавание, сопереживание истории, то уроков для галочки просто не может быть.
Как считает учитель истории, директор школы №3 г. Кириши Антон Горшков, Ленинградская область всегда была в эпицентре исторических событий. Здесь историю можно потрогать руками, и на этих кирпичиках живого былого строится образовательная среда. Создано большое количество методических пособий для детей, каждый первоклассник получает набор интересных книг, рассказывающих о крае и рассчитанных на семейное чтение. Проводятся экскурсии для ребят из средней и старшей школы, работают школьные музеи, молодежь участвует в реконструкции различных фрагментов истории.
О том, что патриотическая работа в школе началась не вчера, сообщил и заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Андрей Борщевский. В частности, он пояснил, что в каждой петербургской образовательной организации существует план воспитательной работы, куда включены мероприятия, способствующие формированию патриотизма. Ежегодно их проходит более 3 тысяч. В городских школах функционируют 192 аккредитованных музея, в каждой есть либо уголки боевой славы, либо работают экспозиции, посвященные той или иной исторической дате.
В то же время, по мнению заслуженного учителя России заместителя председателя Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», директора гимназии №166 Игоря Карачевцева, можно создать много музеев, можно написать объемные и хорошо иллюстрированные учебники, однако ведущая роль в пояснении исторических событий, их интерпретации все-таки принадлежит учителю.
Не нужно бояться искать с учениками правду, убежден известный историк, не нужно скрывать свою позицию и взгляд и, главное, нужно искренне интонировать свои размышления.
Как считает учитель истории, заместитель директора гимназии №116 Илья Демаков, на поле интернет-изобилия детям часто просто неинтересно на уроках истории. Поэтому нужны новые формы работы, новые подходы, а также учителю важно на своих уроках помогать детям, плывущим в информационном море, расставлять акценты.
Илья Демаков также логично заметил, что странно всю работу по патриотическому воспитанию возлагать только на учителя истории. Ведь есть еще система дополнительного образования, общественные организации. Поэтому здесь необходимы сотрудничество и взаимодействие с коллегами.
Впрочем, несмотря на муссирующуюся в СМИ тему «недостаточного патриотизма», многие учителя уверены, что подавляющее большинство ребят гордятся тем, что они россияне. Иначе не было бы так много предложенных ими добрых и нужных проектов, акций, инициатив. Дети хотят быть нужными стране. Главное, чтобы страна это понимала.

Санкт-Петербург