Профориентационная встреча оказалась продолжением научно-практической конференции, прошедшей в столице Карелии. Педагоги, чиновники и специалисты-дефектологи обсуждали проблемы внедрения нового федерального стандарта в коррекционную педагогику. На базе 24-й школы-интерната, экспериментальной площадки по переходу на ФГОС, теоретики и практики убедились, что в системе коррекционной педагогики Карелии есть как ресурсы, так и стремление педагогов работать с детьми по-новому.
...Родители, как правило, верят, что детские проблемы можно решить курсами таблеток, сеансами массажа или поездками к столичным специалистам. Обычно на первом году жизни ситуация проясняется, и мамам и папам становится ясно: не все лечится, с чем-то придется не просто мириться, а учиться жить. К семи годам ребенка многие родители накапливают немало травматических переживаний по поводу того, как же взрослеющий малыш будет учиться, социализироваться, получать знания, если даже простейшие действия вызывают у него трудности.
Именно таким детям бросают спасательный круг в 24-й школе-интернате. Ей исполнилось два года в нынешнем республиканском статусе, а создана была городская вспомогательная школа-интернат №47 еще в 1926 году.
Сейчас тут обучаются 143 человека. В прошлом году было 11 выпускников. Четверо из них учатся в Индустриальном колледже, остальные работают или живут дома с родителями.
- Многое зависит от мам и пап. Кому-то удается устроить детей на работу, другие живут дома, помогают по хозяйству, особенно если это в деревне, - рассказывает заместитель директора по учебной работе Татьяна Николаевна Еремкина. - Уже второй год школа участвует в программе по апробации федеральных государственных стандартов. При их введении наши ученики могут находиться в школе не 11, а 13 лет. Теперь воспитанники могут жить у нас до 20 лет.
Просторные коридоры, светлые интерьеры, современная мебель, рисунки и поделки, ухоженные цветы в горшках, пластиковые окна - и всюду чистота. Все это создает приятную атмосферу, в которой легче справляться со сложностями, требующими и коррекции, и лечения, и особого подхода.
Учительница музыки Ольга Васильевна Ковальчук каждый учебный год переделывает свою программу для новых учеников. К первому сентября она отыскивает музыку, слова, обновляет репертуар музыкальной студии. А как тянутся к ней ребята! Здороваются, общаются, терпеливо ждут, когда она поправит им рубашку или платье. Когда же ее воспитанники поют, она в первом ряду... поет вместе с ними. И дети, видя глаза любимого педагога, чувствуют себя уверенными и успешными.
- Сегодня я выполняла поделку в технике скрапбукинга. Маша меня даже похвалила два раза! - делится своими впечатлениями Татьяна Владимировна Пушкина, ведущий специалист отдела общего образования Министерства образования Республики Карелия.
Татьяна Владимировна приехала в школу-интернат вместе с участниками профориентационного праздника «Город мастеров». Помимо учеников школы-интерната №24 в нем участвовали воспитанники коррекционных школ города №20, 21, 22, 23, а также школы-интерната №18 из поселка Повенец Медвежьегорского района.
- В Петрозаводске прошла межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная экспериментальному введению ФГОС для особых детей, - рассказывает Татьяна Владимировна Пушкина. - Были подняты важные содержательные моменты. К нам в гости приехали специалисты из семи субъектов России. Вчера одна из участниц конференции - кандидат психологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики из Московского института открытого образования Ирина Магомедовна Бгажнокова читала лекцию, посвященную федеральному стандарту и организации образовательной среды для детей с нарушением интеллекта. Логичным продолжением этой работы стал сегодняшний праздник. Специально мы ничего не планировали, но я считаю это своеобразным итогом системной работы.
По словам Татьяны Владимировны, работа началась два года назад, когда Карелия вошла в Федеральную целевую программу развития образования по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Благодаря этому у нас получилось отремонтировать школы-интернаты, закупить новое оборудование. Не только новые школьные доски или мебель. Здесь, в 24-й школе, появилась новая оборудованная кухня с плитой, обновились гончарная и столярная мастерские, появились новые швейные машинки. Так что сейчас для детей с особыми потребностями здоровья в наших коррекционных интернатах созданы достойные условия.
- Для нас участие в эксперименте по введению ФГОС стало хорошей возможностью перестроить свою работу, - рассказывает Татьяна Николаевна Еремкина. - До изменения своего статуса школа принимала лишь городских детей. Мы стали первопроходцами в вопросе внедрения федерального госстандарта и на конференции с коллегами из районов Карелии и других регионов делились своим опытом.
Приветствуя ребят на празднике «Город мастеров», директор школы-интерната №24 Марина Николаевна Кузьмина назвала школу домом, а воспитанников и педагогов - семьей. Ее волнует вопрос постинтернатного сопровождения. Ребята не всегда после лет, проведенных здесь, готовы к успешной социализации за пределами школы-интерната.
Капитолина Алексеевна Вагина, заведующая отделом воспитательной работы школы-интерната №24, считает, что проблема дальнейшего трудоустройства и выбора жизненного пути одна из самых острых для выпускников.
...Правда, на празднике «Город мастеров» ребята не задумывались о сложностях современной жизни. Они с радостью мастерили поделки, знакомились друг с другом, много улыбались и даже танцевали.

Петрозаводск, Республика Карелия