​Родителей за парту?

- Статья 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ предусматривает права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В частности, частью 3 этой статьи закреплены права родителей, среди которых в том числе:
- право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
- право защищать права и законные интересы обучающихся;
- право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.
При этом частью 4 вышеуказанной статьи закреплены обязанности родителей, среди которых в том числе:
- соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
- уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Посещение уроков учителя относится к внутришкольному контролю, порядок проведения которого устанавливается локальными нормативными актами. Для посещений уроков составляется график, который доводится до сведения учителей.
Таким образом, посещение урока учителя родителями возможно по согласованию с руководителем школы и с внесением такой формы контроля в соответствующий график. Однако в любом случае такая форма контроля возможна только лишь при условии предупреждения учителя.
Руководитель школы должен придерживаться принципов педагогической этики и международных стандартов статуса учителя. Согласно п. 67 Рекомендаций о положении учителей (принята Специальной межправительственной конференцией о статусе учителей, Париж, 5 октября 1966 г.) учитель должен быть огражден от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.
В п. 63 документа указано, что любая система инспекции и контроля должна быть организована таким образом, чтобы поощрять учителей и помогать им в выполнении их профессиональных задач, и не должна ограничивать свободу, инициативу и ответственность учителей.
Согласно п. 85 документа учитель является ценным специалистом, организация его труда и помощи ему должна исключить нерациональное использование его сил и времени.

Когда нужен час пик

- Второй год я работаю с неполной ставкой (сокращены часы). Но я являюсь классным руководителем, периодически заменяю часы в связи с учебой коллеги. Будет ли учтена эта дополнительная нагрузка при подсчете стажа для досрочной пенсии?

- Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781) (далее - Правила), установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Правила действуют и в настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсиях по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников установлена приказом Минобрнауки РФ от 22.12.2014 г. №1601. В частности, учителям общеобразовательных организаций установлена норма часов учебной работы за ставку заработной платы - 18 часов в неделю.
Пенсионные органы указанный период вашей трудовой деятельности будут рассматривать строго с вышеуказанным правилом. Поэтому, если в рассматриваемый период вы выполняли норму 18 часов в неделю и это может быть подтверждено документально, есть шанс, что два года не выпадут из педстажа для досрочной пенсии. Однако выполнение функций классного руководителя не будет засчитываться в норму учительской ставки, так как для них действующим законодательством не установлено каких-либо норм времени работы в день, в неделю, в месяц. Выполнение этих функций классного руководителя рассматривается как дополнительные обязанности, т. е. не входящие в обязанности по основной должности (при этом не занимается и штатная должность), то есть нет возможности суммировать эти функции в рамках пункта 4 Правил.
В какой-то степени можно рассчитывать на дополнительные часы, которые вы проводили по заменам, если они документально правильно оформлены.
Увы, но вряд ли указанный период войдет в стаж для досрочной педагогической пенсии.

Не выше...
Но и не ниже!


- Предусмотрена ли в ближайшее время индексация стипендий учащимся колледжей? Каков на сегодняшний день размер стипендии для них?

- В соответствии с частью 2 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (далее - Закон №273-ФЗ) обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирование, в том числе право на получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании.
Частью 2 ст. 36 Закона №273-ФЗ установлены виды стипендий, при этом в соответствии с пунктами 10 и 11 Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.08.2013 г. №1000 (далее - Порядок), государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам, государственная стипендия аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, стипендия слушателям подготовительных отделений назначаются распорядительным актом руководителя организации и выплачиваются организацией один раз в месяц.
Федеральными законами от 02.12.2013 г. №349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и от 01.12.2014 г. №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» была предусмотрена индексация с 1 сентября 2014 г. на 5% и с 1 сентября 2015 г. на 5,5% размера стипендиального фонда студентам образовательных учреждений.
Постановлением Правительства РФ от 10.10.2013 г. №899 установлены нормативы для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Согласно пункту 9 ст. 36 Закона №273-ФЗ размеры государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не могут быть меньше указанных нормативов.
Таким образом, минимальные нормативы стипендиального обеспечения категориям обучающихся, имеющим право на получение стипендиальных выплат, должны также определяться с учетом соответствующей индексации. Значения указанных нормативов (без учета региональных коэффициентов) в 2016 году составляют:
- по государственной академической стипендии студентам, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена), - 540 рублей;
- по государственной академической стипендии студентам, обучающимся по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры), - 1484 рубля;
- по государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена), - 809 рублей;
- по государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры), - 2227 рублей;
- по государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по образовательным программам высшего образования, в том числе:
- по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (за исключением государственной стипендии аспирантам, обучающимся по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров по техническим и естественным направлениям подготовки согласно перечню, который устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации) - 2921 рубль;
- по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по техническим и естественным направлениям подготовки согласно перечню, который устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации, - 7012 рублей;
- по программам ординатуры - 7441 рубль;
- по программам ассистентуры-стажировки - 2921 рубль.
Письмом от 22.01.2016 г. №09-99 «О стипендиальном обеспечении обучающихся» Минобрнауки РФ обратило внимание, что Федеральным законом от 14.12.2015 г. №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» индексация стипендиального фонда не предусмотрена.
Также в письме разъяснено следующее.
Частью 1 ст. 28 Закона №273-ФЗ определено, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом №273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. В связи с этим при подготовке локальных нормативных актов о стипендиальном обеспечении (далее - положение о стипендиальном обеспечении) целесообразно предусматривать гибкие механизмы стипендиального обеспечения студентов в пределах общего объема стипендиального фонда и внебюджетных средств в целях мотивации обучающихся на достижение высоких академических результатов и поддержку нуждающихся, в первую очередь социально незащищенных студентов и иных категорий обучающихся, имеющих право на получение стипендиальных выплат и иных видов материальной поддержки.
В целях осуществления единой политики в области стипендиального обеспечения и недопущения появления социальной напряженности у обучающихся Минобрнауки России считает целесообразным определить в положениях о стипендиальном обеспечении срок стипендиальных выплат, установив его ежемесячно в период с 25-го числа текущего календарного месяца по 5-е число месяца, следующего за месяцем, за который производится выплата (в декабре стипендия должна выплачиваться в срок не позднее 31 декабря текущего года).
Обращено также внимание руководителей образовательных организаций на необходимость равномерного расходования средств стипендиального фонда. С целью недопущения формирования у обучающихся в начале календарного года мнения о снижении размеров стипендий и роста социальной напряженности в студенческой среде руководству образовательных организаций необходимо сформировать совместно с советами обучающихся и представительными органами обучающихся (профсоюзными организациями) план-график расходования средств стипендиального фонда с указанием в нем ежемесячных размеров государственных академических и социальных стипендий. Кроме того, отмечается, что в I полугодии в период до 10 июля должно расходоваться не менее 40% общего стипендиального фонда для предоставления всех видов стипендиальных выплат.
Учитывая вышеприведенное, стипендиальные выплаты в 2016 году не должны быть меньше установленных в образовательной организации в 2015 году для государственных академических стипендий и для государственных социальных стипендий.
Минобрнауки России обратило внимание на персональную ответственность руководителя образовательной организации за своевременное и эффективное стипендиальное обеспечение, в том числе путем привлечения к его планированию и распределению советов обучающихся и профсоюзных организаций обучающихся (при их наличии).