-  «Обучай природосообразно!  Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития.
- «Обучай культуросообразно! ...в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить».
- «Собственно человеческое в человеке - это его самодеятельность...  Образование совершается путем самодеятельности и имеет своей целью самодеятельность».
Три закона педагогической деятельности универсальны и действуют так же неотвратимо, как и фундаментальные законы природы. С тем, однако, отличием, что, относясь к сферам человека и социума, последствия их соблюдения или неисполнения проявляются не в одночасье, а отложены во времени - «кто управляет детьми, тот управляет будущим».
Действие педагогических законов неотвратимо. Нарушения наказуемы.  Пример  краха благих намерений из-за использования пагубных средств - Яснополянская школа свободного воспитания.
Обучение в школе строилось на основе активности, самодеятельности и творческой инициативы детей, уважения личности ребенка, учета его интересов. Кроме преподавания русского языка и арифметики с детьми велись беседы по истории, естествознанию, на этические темы, занятия гимнастикой, пением, рисованием, столярным и сельскохозяйственным  трудом, проводились экскурсии.
Л.Н.Толстой выступал против всякой регламентации и дисциплины в школе (как форм насилия и принуждения). В Яснополянской школе дети сидели где хотели, столько времени, сколько хотели. Никакой определенной программы преподавания не было.
Школа просуществовала с 1859 по 1862 год. Позже сам Л.Н.Толстой в «Исповеди» признавался, что в результате «моей деятельности в школах» «я заболел более духовно, чем физически, бросил все и поехал в степь к башкирам - дышать воздухом, пить кумыс и жить животною жизнью».
Закрытие Яснополянской школы было предопределено, поскольку при отсутствии культуры поведения в условиях выбора между удовольствием и обязанностью ребенок предпочтет веселое купание в речке скучным школьным занятиям.