Задачи:
1. Создание условий для экспериментирования с художественными материалами и инструментами, ситуации успеха.
2. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования эбру, развитие образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
3. Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
4. Воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
5. Развитие эмоциональной восприимчивости к поэзии, музыке, красоте окружающего мира.
Материалы и оборудование: кувшин, осенние листья (6 штук), картина художника Леонида Афремова «Золотая осень», влажные салфетки, материал для показа рисования в технике эбру, палочки для рисования, фотоаппарат, штатив, ноутбук, экран и проектор, 3 стола.
Схема расположения мебели и технического оснащения на занятии
Экран и посадочные места располагаются в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13:
1. Экран для воспроизведения и просмотра мультипликационного кино по диагонали 59-69 см. Высота установки экрана - 1-1,3 м.
2. Ряд стульев ставится не ближе 2 м и не дальше 5 м от экрана (в зависимости от возможностей проектора).  


Стол №1 предназначен для демонстрационного материала:
- кувшин, изготовленный скопинскими мастерами;
- пустая рамка для картины;
- фотография дома С.Есенина.

Стол №2. Мультстудия с необходимым оборудованием:
- фотоаппарат и штатив для съемки мультипликационного кино;
- мультипликационный стол с подсветкой и карманом для необходимых материалов рисования в технике эбру;  
- емкость для рисования в технике эбру.
Дети входят в группу, встают полукругом. Воспитатель встречает детей с вазой скопинских мастеров-керамистов.

Ход занятия
Воспитатель встречает детей у входа.
Воспитатель: Какие замечательные дети пришли сегодня ко мне! А скажите мне, пожалуйста, вы любите мультфильмы? А вы когда-нибудь создавали мультфильмы сами? Я предлагаю сегодня создать настоящий мультфильм! И для этого я приглашаю вас в мультстудию. Проходите!
Воспитатель вместе с детьми подходят к столу №1.
Воспитатель: Я приехала к вам из небольшого города Скопина Рязанской области, который славится гончарным промыслом. Посмотрите, какие разнообразные изделия скопинских мастеров-керамистов здесь представлены.
Воспитатель показывает на экране изделия из скопинской керамики.
Посмотрите, какое интересное изделие я вам привезла. (Воспитатель показывает керамическую вазу.) Как вы думаете, что это? Это ваза. А как вы думаете, из чего она сделана? Действительно, это керамическая ваза, сделанная из глины. А для чего она нужна?
Ответы детей.
Воспитатель: Я нисколечко не сомневаюсь, что вы знаете, какое сейчас время года. (Урок состоялся осенью, и дети называют осень.) Действительно, сейчас осень, а если быть точнее - поздняя осень. Поэтому я предлагаю собрать осенний букет из осенних веток. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель вместе с детьми подходит к столу №1 и ставит ветки с листьями в вазу.
Воспитатель: Обратите внимание, что осенние листья имеют много оттенков и цветов. Какие?
Дети называют известные им осенние краски: красная, желтая, багровая, алая…
Воспитатель: Действительно, осенние листья очень красивые, словно добрый волшебник раскрасил их в такие яркие цвета! А вы знаете, у нас в Рязанской области удивительно яркая и красивая осень! И мне так хочется поделиться с вами осенним настроением, что я не удержалась и решила привезти для вас фотографию. Что вы видите на ней? В этом доме жил, когда-то рязанский поэт Сергей Есенин. А в какое время года сделана фотография?
Дети рассматривают предложенную воспитателем фотографию дома Сергея Есенина в селе Константиново, сделанную осенью.
Воспитатель: Послушайте, какие замечательные строки про осень написал наш рязанский поэт Сергей Есенин:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
А вот еще замечательные строки про осень современной поэтессы Елены Мечек:
Осень краски разбросала
На деревья и кусты.
И горят они всё ярче,
Словно летние костры.
Золотистый и багровый,
Желтый праздничный наряд.
Опадает лист последний,
Наступает листопад!
Послушайте, какое красивое слово подарила нам осень - листопад. Листья падают… Какое красивое образование слова. Листопад! Если падают звезды, то получится… (звездопад), падает снег… (снегопад). А теперь давайте представим, что наши ладошки - листья. И устроим настоящий листопад.
Физкультминутка
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо
ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Воспитатель и дети встают в центр.
Воспитатель: Расскажите мне, пожалуйста, на что же похожи листья осенью? По форме на что они похожи? (Дети высказывают свои предположения.) Во время листопада листья кружатся, взлетают, словно танцуют. Листопад - это словно танцующие краски осени. Как вы думаете, можем ли мы с вами нарисовать, как падают осенние листья? Каким образом? (Дети высказывают свои предположения.) А давайте превратимся с вами в художников-мультипликаторов и нарисуем настоящий мультфильм про листопад! Рисовать мы с вами будем не на листе бумаги, ни на песке, а на воде! Это удивительная техника рисования называется эбру. Вот какое необычное слово, оно так и переводится - «танцующие краски». Давайте с вами повторим - эбру! Давайте подойдем к мультипликационному столу и посмотрим, что же нам понадобится для создания мультфильма.
Пусть каждый выберет для себя осенний листочек на полу и встанет на него вокруг мультстола.
Воспитатель вместе с детьми становятся вокруг стола №2.  
Воспитатель: Так как мы сегодня будем рисовать на воде, то я привезла для вас волшебную воду вот в таком замечательном скопинском керамическом кувшине. Мы нальем ее в специальную емкость. Вы уже сказали, что осенние листья, словно танцующие краски, поэтому мне кажется, что эбру лучше всего сможет передать красоту листопада. Я привезла вам специальные краски, которыми можно рисовать по воде, а вместо кисточек мы будем рисовать деревянными палочками.
Воспитатель показывает необходимые для рисования принадлежности.
Воспитатель: У осени мы видели много разных оттенков красок, но мы будем использовать только три цвета - желтый, красный, оранжевый.
Чтобы создать мультфильм, нам понадобится фотоаппарат для съемки. Начинаем съемку на фотоаппарате. (Воспитатель включает запись на фотоаппарате.) Сейчас я покажу вам, как можно нарисовать осенние листья с помощью техники эбру. (Воспитатель берет деревянную палочку, опускает в желтую краску, аккуратно прикасается к поверхности воды, оставляя расплывающийся круг на поверхности.) Мы берем палочку, опускаем ее в краску, а потом слегка прикасаемся к поверхности. Что мы видим? (Дети рассказывают, что они видят.) А теперь возьмем краску другого цвета и повторим. (Воспитатель предлагает каждому ребенку поочередно, выбрав цвет, нарисовать разноцветные круги на воде.) Действительно, круги краски расплываются, кружатся, словно танцуют на воде. С помощью деревянной палочки придадим форму листьям - отведем краску от края круга к центру и так далее. Стараемся работать аккуратно и не забывать, что идет съемка.
Воспитатель показывает приемы рисования.
Воспитатель: Давайте с вами закончим рисовать и снимать наш мультфильм. (Воспитатель выключает запись на фотоаппарате.) Теперь кладем палочки обратно в краску. Вытираем руки салфеткой. (Дети выполняют вместе с воспитателем указания.) Посмотрите, какой яркий листопад у нас получился на воде. А как же нам перенести из воды картину на бумагу? (Дети высказывают свои предположения.) Я поделюсь с вами одним секретом, как это можно сделать! Накроем получившуюся картину специальной бумагой, которая не намокает в воде. Оставим так на некоторое время, чтобы рисунок смог отпечататься. (Воспитатель аккуратно накрывает картину листом.)
Так как мы сегодня были художниками-мультипликаторами и не только рисовали, но и снимали мультипликационное кино, давайте извлечем нашу запись из фотоаппарата и скопируем на компьютер. (Воспитатель достает карту памяти и вставляет в компьютер.) Давайте наложим на наше видео музыку, чтобы оно было красивее. Я приглашаю вас в зрительный зал для просмотра получившегося мультфильма.
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья перед экраном.
Воспитатель: Вам интересно посмотреть, что же у нас получилось?
Просмотр мультипликационного кино.
Воспитатель: Какой интересный мультфильм у вас сегодня получился! Давайте придумаем для него название. А почему вы так назвали? Давайте не будем забывать о нашей картине и вернемся посмотреть, что же с ней произошло!
Воспитатель и дети возвращаются к столу №2. Воспитатель аккуратно достает лист бумаги, на котором отпечаталась картина, и показывает ее детям.
Воспитатель: Давайте поставим нашу картину в рамку рядом с фотографией. (Воспитатель вместе с детьми идут к столу №1.) Давайте сравним нашу картину и фотографию. Что общего между ними? Чем они отличаются? Самое главное отличие: это фотография, а это… (картина). И картина, и фотография интересны по-своему. Сегодня вы ознакомились с водной анимацией эбру, сделали яркий и красочный мультфильм и неповторимую картину про осень с помощью танцующих красок на воде. Каждый из вас передал красоту природы яркими красками и выразил свое радостное настроение.

​Екатерина СТАФУРОВА, воспитатель детского сада №8 «Чебурашка» городского округа города Скопина Рязанской области, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года России-2015»