Основоположник АФК в России Сергей Петрович Евсеев, доктор педагогических наук, профессор. Он же редактор и соавтор учебников и государственных образовательных стандартов. В настоящее время руководит Департаментом науки Министерства спорта, является главным редактором журнала «Адаптивная физическая культура». 1995 год - время великих возможностей. Открыты факультеты АФК в педагогических вузах по всей стране и зачем-то в нескольких медицинских, хотя эта специальность не медицинская, а педагогическая.
Где она, адаптивная физическая культура? Куда отвести ребенка заниматься АФК? В школах АФК нет. Физкультура там есть, а адаптивной физкультуры нет. Дополнительного учителя по АФК не предусмотрено. Дети, которые не могут выполнять обычную программу физического воспитания, сидят на скамейке. В реабилитационных центрах АФК тоже нет. Там есть лечебная физкультура (ЛФК), но это работа для специалистов с медицинским образованием. Рабочих мест для выпускников по АФК нет. Вузы выпускают безработных, за государственный счет или за свой собственный.
Казалось бы, вопросами АФК должно заниматься Министерство образования и науки. Однако оно этим не занимается. Тогда понятно, почему в школах нет АФК, а для выпускников нет рабочих мест. Никто не управляет, никто не отвечает. Вопросами АФК занимается Департамент массовой физической культуры и спорта Министерства спорта, но вопросы педагогики не в их компетенции.
Никто ничего странного за двадцать лет не заметил? Вузы по всей стране выпускают специалистов по АФК, издается журнал АФК, там публикуют статьи по АФК, защищают диссертации, получают ученые степени. На что уходят наши деньги? На зарплату так называемым педагогам - профессорско-преподавательскому составу, зав. кафедрами, ректорам и проректорам. Что хуже, если они ничего не понимают или понимают, но продолжают ежедневно, год за годом обманывать наивных студентов? Если рабочих мест не создано, значит, нет у нас такой профессии. Это вопросы для Генеральной прокуратуры.
Содержание учебной программы по АФК - это невежественная чушь. Даже название правильно придумать не могли. Не «адаптивная» она, а адаптированная. Если что-то адаптировали, оно становится адаптированным. Существует стандартный термин «адаптированные образовательные программы». Перлы можно найти на каждой странице учебника. Жаль, что студенты не способны оценить этот своеобразный юмор. Там есть два важных момента.
Теоретики АФК включили в это направление лечебную физкультуру и физическую реабилитацию. Однако оба понятия относятся к медицине, а не к педагогике. Очевидно, авторы учебников по АФК не понимают разницы между зонами компетенции и задачами педагогики и медицины.
Авторы утверждают, что АФК способствует интеграции и адаптации инвалидов в общество. В действительности никакая физкультура этому не способствует, все это инклюзивное образование, создание безбарьерной среды и рабочих мест для людей с особыми потребностями. Похоже, что авторы не знакомы с положением Льва Семеновича Выготского о вторичном, социальном, дефекте, который развивается вследствие первичного, собственно инвалидности, по причине ограничения социальной активности инвалида. Это положение является основой коррекционной педагогики во всем мире. Если бы дело было в физкультуре, проблем бы не было ни с инвалидами, ни с выпускниками детских домов, ни с молодежью, вышедшей из мест заключения. Знаний студенты не получают, им в голову вбивают всякую ерунду. Многие студенты и не хотят никаких знаний, их интересует только диплом о высшем образовании, благо поступить учиться на эту специальность нетрудно. Однако есть и такие, кто хочет работать по специальности, но они будут разочарованы. Их обманули.
Теоретики АФК решили изобрести велосипед. Получился он деревянный и без руля. Международный опыт этого направления реабилитации составляет уже более 40 лет. Все уже придумано, проверено практикой, написано и опубликовано. Невежество - это не отсутствие знаний, это активная жизненная позиция не желать знать.
То, что у нас случилось с АФК, - это позор для российской педагогики. Преодолеть его можно только совместными усилиями профессионального сообщества педагогов, медиков и специалистов по социальной помощи.

​Игорь КОЗЛОВСКИЙ, доктор медицинских наук, член Педагогического общества России