Бедность действительно не порок, бедность - это тяжкое бремя, которое ложится на плечи ребенка, которого исследователи обычно характеризуют как «ребенок в трудной жизненной ситуации». Как отметили на очередном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования», бедность воспроизводит сама себя.
Причем, по словам декана Школы социальных и гуманитарных наук, заведующего НУЛ «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Даниила Александрова, речь идет о реальной бедности, той, когда люди с трудом сводят концы с концами, чтобы обеспечить себе существование. Ведь, как известно, бывает и бедность мнимая, когда кажется, что ты необеспеченный, но затруднения появляются лишь при попытке приобретения автомобиля класса люкс... Видимо, действительно справедливы наблюдения ученых, которые утверждают, что есть такие уровни в оплате труда, преодолев которые, человек уже не ощутит радости от новой прибавки. В Америке, по данным участников семинара, это пороговое значение находится на уровне в 40 тысяч долларов.
Очевидно, что в семьях с низким материальным достатком не могут даже помыслить о такой сумме... Но проблема отнюдь не в этом. По словам Даниила Александрова, бедность становится для такой семьи трудно смываемой печатью даже на биологическом уровне. Установлено, что в семьях с низким достатком рождаются дети с массой тела, не достигающей нормы для новорожденного. Любой доктор скажет вам, что это не может не иметь своего влияния на дальнейшее развитие ребенка...
Если же у такой семьи не получается выбраться из своей стесненной ситуации, то нарастают проблемы в социализации и даже в развитии речи ребенка. В частности, как отметил преподаватель департамента социологии, научный сотрудник НУЛ «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Кирилл Маслинский, проблема бедности языка, или обедненности языка, в контексте его использования бедными лежит на поверхности, но в то же время этот вид контекста пока не так хорошо исследован. Чем на самом деле продиктованы иные речевые установки малообеспеченных детей? Это какой-либо специфический дефицит (оттого что дети недоедали, у них была депривация и т. д.) или здесь заложены социально-культурные различия?
Так, в британских школах заметили, что дети из бедных семей в школе сокращают объем речи и ее разнообразие, потому что, только вдумайтесь, «все, что они скажут, может быть использовано против них». Они осознают свой угнетенный статус и выбирают свои, до предела обезличенные правила лингвистического поведения.
В конечном же итоге, как отметил Даниил Александров, бедность - это тот неоспоримый факт, который скажется и на качестве, и на уровне образования ребенка... И не только потому, что он не получит каких-либо возможностей, доступных более обеспеченным детям, но и, как мы уже поняли, потому, что бедность оказывает свое влияние на нейробиологические характеристики личности.
Заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова профессор Татьяна Ахутина привела в качестве примера, подтверждающего этот тезис, исследование 2006 года, которое показало, что в семьях, находящихся в ситуации экономического неблагополучия, у детей страдает развитие не только речевых, но и управляющих функций, а также система памяти и отделы, отвечающие за переработку пространственной и зрительной информации.
Когда же (и кому?) нужно вмешаться, чтобы помочь всем детям независимо от их социального положения получить действительно одинаковые образовательные возможности? Эксперты утверждают, что это необходимо делать еще на дошкольном уровне. К тому же для самого государства такое раннее вмешательство оказывается крайне выгодным. Так, исследования американских ученых показали, что здесь срабатывает принцип высоких возвратных инвестиций в человеческий капитал: воспитание ребенка в детском саду стоит очень мало хотя бы сравнительно с обучением специалиста, окончившего курс MBA. Но какова отдача? Она в разы больше... Даже само строительство детских садов в такой ситуации становится для экономики гораздо привлекательнее, чем строительство бизнес-школ.
Говоря о детях в сложных контекстах, стоит вспомнить не только о тех, кто живет в семье, пусть и малообеспеченной, но и о тех, кто лишен родных. Оказывается, что это обстоятельство налагает на интеллектуальное развитие ребенка не меньший отпечаток... Так, по словам ведущего научного сотрудника НУЛ когнитивных исследований НИУ ВШЭ Марии Фаликман, исследование, проведенное недавно в Румынии, показало, что у детей, которые находятся в детских домах, доля серого вещества в мозге статистически меньше, чем у детей в полных семьях. Усыновленным детям (особенно до 4 лет) в этом смысле повезло чуть больше...
В целом же, как отметила заместитель директора Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ профессор Катерина Поливанова, сам факт внимания к ребенку в трудной жизненной ситуации, и особенно к взаимосвязи бедности и детства, говорит о том, что сегодня формируется иной вариант отношения к проблеме. Если раньше о многих непростых вещах - о детях с особыми потребностями, о детях с физическими отклонениями в развитии, о детях из крайне бедных семей - говорить просто стеснялись, то теперь появляются исследования и книги. А значит, общество хочет не прятать проблему, а разобраться.