11 июня 2014 года на расширенном президиуме Мурманской областной организации профсоюза с участием министра образования и науки региона, представителей работодателей, профсоюзного актива рассматривался вопрос «О совершенствовании системы оплаты труда работников образования Мурманской области в рамках выполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. №597».
Профсоюз выразил опасение, что уменьшение объема субвенций муниципальным образованиям приведет к снижению заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений в сентябре - декабре 2014 года.
Министр образования и науки Мурманской области Наталия Карпенко заверила участников президиума в том, что необходимые средства в муниципалитеты будут направлены и целевые показатели среднего уровня заработной платы будут достигнуты.
Однако в результате уточнения бюджетных ассигнований в сторону уменьшения руководители образовательных учреждений все же вынуждены были снизить заработную плату за счет уменьшения или отмены стимулирующих выплат. И если одни муниципальные образования Мурманской области, на подведомственных территориях которых находятся сельские поселения, вытягивали среднюю зарплату за счет сельских льгот, то в городах спрятать снижение средней заработной платы было невозможно.
Наиболее сложная ситуация сложилась в Мурманске, где трудятся около 35% от общего числа педагогических работников общеобразовательных учреждений региона.
На обращения Комитета по образованию администрации Мурманска о необходимости увеличения субвенции на 114 млн рублей министерство отвечало, что дефицит средств в образовательных учреждениях города связан с неоптимальным комплектованием классов.
В сложившейся ситуации областная организация профсоюза вела переговоры с Министерством образования и науки МО, направляла письма в поддержку администрации Мурманска с целью сохранения средней заработной платы педагогам на уровне среднегодового значения.
В конце марта 2015 года Правительство Мурманской области еще раз решило облегчить нагрузку на бюджет за счет образования, снизив коэффициент индексации зарплат с 1,0 до 0,941 для учителей и до 0,95 -для воспитателей детских садов. В такой ситуации выполнить майские указы Президента РФ стало невозможно.
За принятыми поправками к законам Мурманской области скрывалась печальная новость для учителей и воспитателей - зарплата в 2015 году не только не выросла, но у части педагогов даже снизилась.
Администрация города Мурманска, понимая, что больше не может брать на себя расходные обязательства, связанные с оплатой труда учителей и воспитателей, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ, предприняла попытку урегулировать вопрос выполнения указов президента путем переговоров, прибегнув к самому мягкому и цивилизованному способу разрешения конфликтов. Однако в данном случае прийти к взаимопониманию различным уровням власти не удалось.
Позиция профсоюзной стороны оставалась и остается неизменной: даже в условиях непростой ситуации с принятием и исполнением бюджетов, оптимизации расходов исполнение указов президента никто не должен ставить под сомнение.
В результате проведенного анализа действующего законодательства и судебной практики, по итогам встреч и консультаций с профсоюзом администрация Мурманска направила два исковых заявления в областной суд.
4 августа 2015 года решением Мурманского областного суда первое исковое заявление было удовлетворено. Закон Мурманской области №1840‑01‑ЗМО «О внесении изменений в Закон Мурманской области «О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности в Мурманской области» в части снижения коэффициента индексации зарплат признан противоречащим федеральному законодательству и недействительным.
А своим решением от 24 августа 2015 года областной суд удовлетворил и второе исковое заявление. Закон Мурманской области №1839‑01‑ЗМО «О внесении изменений в Закон Мурманской области «О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных организаций» также был признан противоречащим федеральному законодательству и недействительным в части снижения коэффициента индексации зарплат.
Основным аргументом стало то, что снижение коэффициента индексации противоречит майским указам президента о повышении зарплат.
Как установил суд, по состоянию на январь-март 2015 года заработная плата работников муниципальных общеобразовательных учреждений Мурманска составила 40495,6 руб., что более чем на 6% ниже прогнозируемого уровня по субъекту (43300 руб.). При этом зарплата по субъекту в размере 43300 руб. более чем на 7% ниже заработной платы в указанной сфере за 2014 год, отраженной в информации по исполнению указа Президента РФ.
Суд, проведя сравнительный анализ оспариваемых положений с федеральным законодательством, сделал вывод о том, что рассматриваемые положения Закона Мурманской области не обеспечивают надлежащий объем финансирования образовательной деятельности, снижают уровень государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях, нарушают бюджетные права местного самоуправления.
В сентябре 2015 года, не согласившись с решением Мурманского областного суда, исполнительные и законодательные органы власти обратились в Верховный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на отсутствие «указаний на обязательность ежегодного повышения заработной платы и запрета снижения средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений образования», что привело в недоумение всю педагогическую общественность.
14 октября 2015 года, не дожидаясь определения Верховного суда, губернатор Мурманской области Марина Ковтун подписала постановление об увеличении с 1 октября 2015 года минимальных окладов на 5,5%, а 2 ноября 2015 года были внесены изменения в законы Мурманской области, увеличившие коэффициент индексации зарплат с 1 января 2015 года до 1,001. Поэтому апелляционное определение Верховного суда от 18 ноября 2016 года, в котором было полностью поддержано решение Мурманского областного суда, фактически уже ничего не решало.
Деньги вернулись учителям и воспитателям.
Сложившаяся ситуация в Мурманской области говорит о том, что на сегодняшний день при реализации майских указов Президента РФ регионы находятся в достаточно затруднительном положении. Это обстоятельство также подтверждается данными, изложенными в докладе Счетной палаты РФ, где зафиксировано отклонение от установленных на 2014 год целевых значений показателей средней зарплаты педагогических работников учреждений общего образования (96,7% от средней зарплаты в субъекте РФ при установленном показателе 100%), дошкольных образовательных учреждений (94,3% от средней зарплаты в сфере общего образования в субъекте РФ).
Благодаря общей позиции и единым действиям Мурманской областной организации профсоюза и администрации города, которая воспользовалась своим конституционным правом на судебную защиту, необходимый результат был достигнут.
Надеемся, что практика города Мурманска поможет и другим муниципалитетам в отстаивании прав педагогических работников на достойную заработную плату в рамках реализации указов Президента РФ.

Александр РОДИОНОВ, юрист Мурманской областной организации Общероссийского Профсоюза образования