Эта технология берет свое начало еще во времена Древней Греции, где дебаты составляли один из важнейших элементов демократического строя. В средневековой Европе, особенно в студенческой среде, помимо дебатов были также распространены диспуты, состязания в ораторском мастерстве. Сегодня технология дебатов активно используется в школах и университетах Европы и Америки.
В феврале в столичной школе №1246 прошел городской круглый стол «Технология дебатов», подготовленный педагогами школы и специалистами Городского методического центра. Свой опыт работы на круглом столе представили преподаватели школ различных округов Москвы.
Пленарное заседание открыл видеофильм, в котором наглядно освещалась практика работы по технологии дебатов в организации образовательного и воспитательного процессов в школе №1246. Продолжило работу пленарной части выступление Елены Марковой, доцента, заместителя руководителя департамента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидата педагогических наук. Выступление было посвящено дебатам как педагогической технологии. Елена Сергеевна осветила особенности использования технологии дебатов в образовательном процессе, рассказала о классификации, перечислив 11 видов и форм организации дебатов. Немалое внимание в своем выступлении она уделила метапредметным и межпредметным навыкам, которые могут быть сформированы у учащихся с помощью этой технологии.
После пленарной части участники круглого стола разошлись на работу по секциям. Темой работы первой секции стало использование технологии дебатов в образовании. Открыло ее работу выступление учителя обществознания и права лицея №1547 Светланы Башмаковой-Сихарлидзе. Светлана Гивиевна поделилась опытом организации и работы клуба дебатов своей школы в рамках скайп-трансляции.
Продолжило работу секции сообщение Ирины Резановой, учителя английского языка школы №1246. Ирина Витальевна представила участникам секции личный опыт проведения онлайн-дебатов на английском языке. Она подробно рассказала о том, каковы особенности онлайн-дебатов на иностранном языке, чем они отличаются от других форм проведения.
Последнее выступление было посвящено технологии дебатов в формировании меж- и метапредметных связей. В этой области о своем опыте рассказала учитель физики гимназии №1541 Ирина Куделева. В выступлении Ирины Игоревны было подробно рассмотрено формирование темы, тайминг дебатов, их содержание, особенности аргументации.
Работа второй секции была призвана раскрыть потенциал технологии дебатов в работе с ученическим активом. Первой выступила преподаватель школы №538 Зарема Алпысбаева, которая поделилась опытом работы клуба интеллектуального развития «Дебаты». Зарема Даировна рассказала о роли дебатов в процессе социализации личности подростка.
Второе выступление было посвящено опыту организации дебатов между волонтерской группой «Лучшие друзья» и членами ученического совета «Олимп» школы №1246. Тема дебатов - «Мы за введение инклюзивного образования в России». Свой опыт представила Ольга Борзова, учитель русского языка и литературы школы №1256. Завершило работу второй секции выступление Федора Глухова, педагога школы №1279. В своем выступлении Федор Валентинович поделился опытом подготовки школьников к работе в ученическом самоуправлении при помощи технологии дебатов. Федор Валентинович рассказал о проактивной и реактивной модели проведения дебатов, раскрыл пять преимуществ внедрения данной технологии в работу ученического самоуправления.
Участники секций отметили практическую направленность представленного опыта. Они смогли узнать для себя много нового о способах организации дебатов, правильном подборе темы и аргументов, подготовке ученического сообщества к дебатированию. Все участники круглого стола говорили об актуальности темы и высказали пожелания о проведении новых мероприятий по этой технологии.
Окончанием секционной работы стала демонстрация в актовом зале онлайн-дебатов между активистами принимающей школы и ребятами из гимназии №1541. Темой дебатов стала «Обломовщина в нашем обществе». Команды представляли полярные мнения - одна группа полагала, что это чуждое для современного сообщества явление, вторая доказывала, что черты Обломова есть у каждого нынешнего школьника. Ребята очень старались, и ни одной из групп не удалось убедить другую в собственном мнении!
Все материалы докладчиков круглого стола будут размещены на сайте Городского методического центра в разделе «Воспитательная работа - детское движение и ученическое самоуправление».

Татьяна РОМАНОВА, методист Городского методического центра