Если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку», - говорил Бернард Шоу. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. Диалог - это самая дешевая и оперативная форма обмена информацией, универсальное средство взаимодействия между людьми. В процессе обмена мнениями участники диалога не только ничего не теряют, но, наоборот, даже приобретают. Чем содержательнее диалог, тем богаче становится каждый из его участников, несмотря на возможное интенсивное противоборство идей и обмен ими.
Нам наиболее близок сократический, или исследовательский, диалог. В нем партнеры занимают равноправное положение. Каждый имеет право высказывать свое мнение и защищать его. Может не только слушать собеседника, но и задавать ему вопросы, ждать обоснованных ответов на них. Как заметил Иммануил Кант, в таком диалоге «и ученик является учителем». Как видите, все новое - это хорошо забытое старое. Вот они - субъект-субъектные отношения, прописанные в новых стандартах.
Обучение рассматривается нами как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности занять активную жизненную позицию, успешно решать жизненные задачи, сотрудничать и работать в группе. Этому способствует реализуемый на протяжении ряда лет в школе №2121 международный инновационный проект «Молодежь в диалоге». Его цель - развитие нравственно-правовой культуры подростков, воспитание толерантного отношения к окружающим, социализация и формирование активной жизненной позиции подростков в рамках межкультурного и межличностного диалога.
В рамках реализации данного проекта мы участвуем в международных школьных обменах, межрегиональных и международных конференциях и культурологических фестивалях, взаимодействуем с детьми и взрослыми из разных стран, с разной культурой, говорящими на разных языках, имеющими разный цвет кожи, различные физические и интеллектуальные возможности. И каждый раз мостиком к пониманию становится диалог.
Современная школа должна стать школой равных возможностей, «территорией для всех». В этом году на нашем мастер-классе мы попытаемся рассказать об одном из аспектов реализуемого нами проекта «Молодежь в диалоге» - о работе по включению детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, покажем примеры такой работы.
Но давайте обо всем по порядку.
Диалог - это не судейство, а понимание и обучение. Диалог опровергает стереотипы, создает доверие и позволяет людям быть открытыми к перспективам, которые сильно отличаются от их собственных.
Диалог, возникая на основе противоречия, развивается через постановку вопросов, отыскание предположительных ответов и дальнейшую аргументацию последних.
Владимир Соломонович Библер, создатель учения о диалоге культур, отмечал: «...в той мере, в какой я мыслю, я мыслю диалогически, потому что мыслить - значит беседовать с самим собой, значит обращаться к самому себе, выявлять какие-то трудности и находить истинное решение...»
О поиске себя, о преодолении, о разрушении стереотипов... Сергей Шилов и Владимир Киселев доказали своим примером на съезде: нет ничего невозможного!
Казалось бы, там, где нет слов и нет языка, не может быть никаких диалогических отношений. Они не могут существовать среди объектов и логических величин (понятий, суждений). Да, действительно, диалогические отношения предполагают язык, но они не живут в системе языка.

Елизавета ЧИРКОВА, директор школы №775