Почему? А что такое архитектура? Это среда, в которой мы живем и работаем. В отличие от других визуальных искусств она создает вторую природу, то есть пространственную среду для нашей жизни и деятельности. В свою очередь эта созданная по законам красоты и гармонии пространственная среда преобразовывает человека, то есть может его воспитывать, а потому архитектуру называют не только летописью мира, онемевшей музыкой, но и выразительницей нравов.
Приглашаю на сцену 6 человек, которые помогут мне. Возьмите карточки, на них написаны части слов, вам их надо соединить. Найдите свою группу. Какие слова у вас получились?
Участники мастер-класса делятся на 2 группы - «Красота» и «Экономия» (по сложившимся из карточек словам). Они подходят к подготовленным для них творческим мастерским.
Перед вами наборы для творчества. Я предлагаю вам за 10 минут выбрать элементы фасада здания, которые бы отвечали вашим словам «красота» и «экономия», но при этом и не ущемляли бы главного достоинства архитектурного сооружения нашего времени - функциональности. Вы можете клеить их по вашему усмотрению, а заодно и разукрасить здание, как вам покажется необходимым. Правила работы в группах нам хорошо известны. Творческий процесс требует особой концентрации внимания, особой атмосферы тишины и сосредоточенности. Мы постараемся не очень вам мешать.
Продолжение мастер-класса с аудиторией зала.
Пока наши коллеги работают, мы совершим небольшой экскурс в историю архитектурных стилей.
Большинство древнейших памятников архитектуры, дошедших до наших дней, - это, конечно, святилища, храмы, места, где люди поклонялись богам, приносили им жертвы, почитали их власть, но вместе с тем и организовывали пространство, среду, создавая свое понимание устройства мира, свою схему мироздания.
Современные ученые рассматривают две универсальные мифологические модели мира - вертикальную и горизонтальную.
Символами вертикальной служат мировое древо и его эквивалент - гора, а троекратное членение по вертикали соотносилось с понятием времени (прошлое, настоящее и будущее) и генеалогией (предки, живущее поколение и потомки).
Горизонтальная модель предполагала наличие «центра мира» - точки, где произошел акт творения, а от нее распределение пространства по четырем сторонам света и в четырех направлениях (вперед, назад, вправо, влево). Горизонтальная модель мира включает в себя 4 времени года, 4 части суток, 4 первоэлемента (земля, вода, огонь, воздух).
Предлагаю вам соотнести типы храмов и их элементы с этими моделями мира. Если то, что вы увидите на экране, отражает, как вам кажется, вертикальную модель (В), то поднимите руки вверх. Если горизонтальную (Г), то вытяните их вперед. Попробуем?
Выполнение задания аудиторией: на экране появляются изображения обелиска (В), ступы (Г), пагоды (Г), триумфальной колонны (В), стрельчатой арки (В), зиккурата (Г). Ведущий помогает аудитории сделать правильный выбор в случае затруднения.
Если архитектура - среда обитания, пусть и вторичная, то она наполнена не только предметами, но и звуками. Сейчас вы услышите 3 музыкальных фрагмента. Попробуйте понять, какой из них совершенно естественно, то есть соответствуя не только времени, но и настроению эпохи, прозвучал бы в этом здании, в одном из его залов.
Поочередно звучат фрагменты из «Токкаты и фуги ре минор» Баха, «Революционного этюда» Шопена и «Симфонии при свечах» Гайдна.
Вы определились с выбором? Запомнили его? А теперь давайте вместе проверим.
Органная музыка с ее глубокими и мощными переливами настраивает нас на разговор о главном, на разговор с Богом, а потому часто исполняется именно в храмах, а не в просторных залах дворцов, более подходящих для балов, нежели для погружения в поиски смысла жизни. Именно поэтому подобная музыка Себастьяна Баха не была принята при дворе, например, веймарского князя.
Фортепианная пьеса Фредерика Шопена, возможно, прозвучала бы в гостиной какого-нибудь именитого вельможи, настоящего ценителя музыкального искусства, но вряд ли это был бы именно «Революционный этюд», который мы с вами услышали. Уж слишком он экспрессивный, слишком контрастный, чтобы гармонично влиться в столь помпезную обстановку величия и роскоши.
А вот в такой обстановке 45 лет служил князьям Эстерхази, одной из самых уважаемых и богатых венгерских семей, Йозеф Гайдн. Пока князь жил в своем дворце, музыканты не могли покидать его пределов и видеться со своими семьями. Однажды Эстерхази так надолго задержался во дворце, что музыканты обратились к Гайдну с просьбой намекнуть хозяину, что они мечтают об отпуске. Композитор сочинил «Симфонию при свечах» (ее отрывок мы слышали): в конце произведения музыканты, заканчивая свою партию, гасили свечи и покидали зал поочередно. В итоге Гайдн и Эстерхази остались в темном зале одни...
Бывает, что и самая роскошная среда становится золотой клеткой...
А теперь приглашаю моих помощников представить их работы.
Выступление творческих групп: аргументация выбора элементов и объяснение предназначения здания.
Большое спасибо! Великолепный дизайн! Вот так наши коллеги сегодня вновь создали 2 известных московских памятника архитектуры: особняк Рябушинского и здание Наркомфина. Одно здание (в наборах для творчества были предложены элементы этих зданий и описания их функциональности и степени декорированности) в стиле модерн, другое - конструктивизм, но объединяет их именно функциональность. Организуя свою среду обитания, человек должен учитывать разные факторы, в том числе и экономические. Так, после революционных событий 1917 года на смену утонченному и комфортному стилю модерн пришел экономичный конструктивизм, который по сути своей остался модерном, но лишенным излишней декоративности и максимально сохранившим функциональность.
Подводя итоги, я хочу сказать следующее. На каждом этапе развития архитектуры мы видим сооружения более или менее декорированные, более или менее экономичные, но вектор развития архитектуры как среды жизни и деятельности человека зависит от того, как человек осознает свое место в мире, в той естественной среде, которую мы называем планетой Земля.
Новейшие памятники архитектуры свидетельствуют о том, что мы не только почувствовали себя строителями мира, но и созидателями его, хранителями природы, ее защитниками и рачительными хозяевами своего дома.
И последнее. Мы, учителя, можем раскрывать фундаментальные понятия при помощи содержания и методов обучения. А раскрывая фундаментальное понятие «среда», мы обязательно постараемся создать комфортную среду на уроке, заботясь прежде всего о здоровье наших учеников - нравственном и физическом.

Манана СХВИТАРИДЗЕ, лауреат конкурса «Педагог года Москвы-2015», учитель МХК Образовательного центра ОАО «Газпром»