В начале моего мастер-класса мы смотрим три видеофрагмента известных презентаций:
1. Альберт Гор, человек, который поднял проблему глобального потепления на планете, продемонстрировав презентацию из 15 слайдов, получив впоследствии за нее Нобелевскую премию, а также премию американской киноакадемии.
2. Скотт Харрисон, человек, который активно раскручивал ночные клубы, пока однажды не показал презентацию о дефиците питьевой воды в африканских странах, собрав с помощью нее 75 млн $ в фонд помощи нуждающимся.
3. Человек, который своими презентациями обеспечил многомиллионные продажи продукции Аpple. Человек, чьи презентации, чей стиль стали иконой публичных выступлений. Конечно, это Стив Джобс.
Аудитории задаются вопросы: Как вы думаете, что общего могли иметь все эти презентации? В чем секрет успеха? Давайте пофантазируем.
Как вы думаете, а почему зачастую наши презентации скучны? Как вы думаете, могут ли скучать дети при просмотре наших презентаций, находясь на уроке?
А как вы думаете, есть связь между таким состоянием ребенка и его личной мотивацией к изучению предмета?
Значит, мы можем сделать вывод, что плохие презентации не способствуют формированию мотивации у детей?
Давайте вернемся к тем трем людям - все они показывали презентации. В рамках нашего мастер-класса мы не будем говорить об ораторском мастерстве, харизме, которыми обладал Стив Джобс, мы поговорим о технологиях и правилах создания хороших презентаций.
Итак - презентация.
Что мы знаем о презентации как о жанре?
Как вы думаете, в чем должен заключаться процесс подготовки хорошей презентации?
1-е правило. Отвечать потребностям аудитории.
Прежде чем начинать работу с презентацией, задайте себе 5 вопросов: в ответах на эти вопросы кроется определение актуальности содержания.
Вот те вопросы, на которые нужно ответить:
1. Кто они? Почему этот вопрос так важен?
2. Как вы можете решить их проблемы?
3. Каких действий вы от них ждете? Ответьте на вопрос «Ну и что?».
4. Как они могут противиться?
5. Как вам лучше всего донести свои идеи?
Аудитории задаются вопросы: Хотели бы обратить внимание на словосочетание «свои идеи»? Как вы думаете, что могло бы стоять вместо слов «свои идеи»? Содержание? А в чем разница?
2-е правило. Создание идей, а не слайды.
Генерация идей - один из важнейших процессов подготовки презентации. В этот момент очень важно сосредоточиться именно на идеях, идеи динамичны - одна порождает другую, пусть их будет много. Программное обеспечение для создания презентаций нам здесь не поможет, оно не задумывалось как инструмент для создания идей, программа - всего лишь коробка для наших идей. Карандаш / маркеры / и лист бумаги - вот что нам нужно. В нашем случае будем пользоваться доской.
Итак, с чего нам начать? Давайте представим, что нам предстоит на уроке объяснять содержание понятия «идея». Сейчас наша задача генерировать как можно больше идей, образов, через которые мы сможем раскрыть суть. Пусть это будут не готовые рисунки, а слова, метафоры, образы - все что угодно. Итак, у нас есть понятие «идея». С чем оно у меня ассоциируется, какие образы всплывают в моей голове? Пусть это будет «лампочка - как просветление, идея, пришедшая в голову», пусть это будет «история создания Фейсбука - как идея социальной сети». Давайте вместе наполним эту доску идеями.
Далее мы вместе с участниками мастер-класса строим дерево образов.
Давайте посмотрим, какое у нас получилось многообразие идей и образов. Когда у нас есть подобное многообразие, мы сможем сделать куда больше, чем поместить на слайд первую картинку по запросу «Идея», которая может совсем не передавать тот смысл, который вкладываем мы, и которая может не найти никакого отклика у наших детей.
Давайте посмотрим реальный пример подготовки презентационного материала по теме «Вирусы и антивирус» для 5-6-х классов.
Из получившегося многообразия образов я выбрал сад, где, если не следить за ним, заведутся опасные насекомые, и сам сад станет опасным местом, но если будет тот, кто за ним присмотрит, сад останется таким же приятным и комфортным местом.
Любая презентация - это визуальная история, в путешествие по которой вы приглашаете аудиторию.
3-е правило. Не нужно рассказывать или писать - просто покажи.
Все люди от природы склонны передавать и воспринимать информацию с помощью зрительных образов: тысячи лет назад первые люди использовали визуализацию в наскальной живописи.
Вспомните детский сад: не текстовые редакторы и документы, а цветные карандаши, краски и пластилин - вот что было способом самовыражения.
Представьте, что было бы, если вам пришлось бы показывать презентацию истории своей жизни! Но мы не проживаем жизнь маркированным списком! Согласитесь, история нашей жизни - это изображения, за которыми кроется какая-нибудь история.
Наш мозг обрабатывает визуальную информацию в 60000 раз быстрее, чем текст, а процесс вспоминания проходит в 6 раз проще, если представляется визуальная информация.
Давайте вернемся к истории с садом. Как вы думаете, какой из слайдов оставит больший отпечаток в памяти ребенка о технологии работы антивируса?
Аудитории задаются вопросы. Итак, а какие средства визуализации мы знаем?
Изображения, схемы, диаграммы.
Мы говорим о правилах использования средств визуализации, а также о правилах оформления презентации: фон, цвет, текст...
В завершение мастер-класса мы подводим итоги и говорим о тезисах сильной презентации:
1. Зритель - ваше все.
2. Распространяйте идеи.
3. Помогите увидеть то, о чем говорите.

Петр ЗОБКОВ, финалист конкурса «Учитель года Москвы-2012», учитель информатики, старший методист Городского методического центра