В начале занятия слушателям предлагается следующее задание.
Закончите, пожалуйста, фразу: «Для меня знания - это…» (выслушиваются различные версии). Объявляется тема: «Знания и наркотики: общее и различия». Слушателям предлагается следующее задание: используя свой непосредственный (в части знаний) и опосредованный (в части наркотиков) опыт, ответьте, пожалуйста, на вопросы: что общего между знаниями и наркотиками? Что различного между ними? (Заполняется графический организатор Т-образная таблица. (См. табл. 1.)
Сейчас будут приведены два примера из жизни, которые необходимо объединить одним словом.
Первый. Когда Вова и Маша пришли с бабушкой на ярмарку, бабушка дала им 100-рублевую банкноту. «Можете потратить эти деньги как вам хочется», - сказала бабушка. «Но в этих киосках столько всего интересного, - подумали дети, - а у нас всего 100 рублей…»
Второй. «Нам по-прежнему нужен сильный форвард и защитник, но мы можем в этом сезоне заявить еще только одного игрока. Что будем делать, тренер?» - «Считаю, что мы можем отказаться от форварда, если удастся найти действительно быстрого защитника».
Наиболее часто встречающийся ответ слушателей: «Выбор». И с этим нельзя не согласиться.
ПоТРЕБности возМОЖНОсти - ОГРАНиченность - выбор
Предложите свое определение экономики, используя ключевые слова: «выбор», «возможности», «потребности». Завершите фразу: «Экономика - это наука, которая…» (слушатели предлагают свои версии).
Экономика - это общественная наука, которая описывает и анализирует выбор общества при ограниченных возможностях для удовлетворения потребностей.
Продолжаем разбирать примеры из жизни.
У мальчика есть 2000 рублей и два желания, которые возникли одновременно:
    Купить наушники для аудиоплеера (1800 рублей).
    Кроссовки для игры в баскетбол (2000 рублей).
Сможет ли мальчик купить обе вещи сразу?
Мальчик встал перед выбором, поскольку и то и другое одновременно он купить не в состоянии. Мальчик сталкивается с альтернативными издержками - платой за принятое решение. (Цена замены - цена, измеряемая через другую вещь, которую вы должны отдать взамен.)
Предположим, мальчик принял решение купить наушники. Значит, ценой замены будет отвергнутое решение купить кроссовки, т. е. 2000 рублей.
Работа с залом. Предположим, у каждого из слушателей есть 500 рублей. Представим, что у каждого слушателя одновременно возникает три желания (три альтернативы):
    Поездка к другу - 350 руб.
    Покупка DVD (интересный фильм) - 400 руб.
    Покупка книги (интересная книга) - 450 руб.
Можно ли удовлетворить все три потребности одновременно?
Проранжируйте, пожалуйста, альтернативы для себя (каждый ранжирует от более предпочтительной к менее предпочтительной):
1. …
2. …
3. ...
Предположим, что в указанных шести вариантах альтернативы упорядочены таким образом, что каждая следующая не лучше, чем предыдущая, т. е:.
Друг (350)  Фильм (400)  Книга (450)
Друг (350)  Книга (450)   Фильм (400)
Фильм (400)  Друг (350)  Книга (450)
Фильм (400)  Книга (450)   Друг (350)
Книга (450)  Друг (350)   Фильм (400)
Книга (450)  Фильм (400)   Друг (350)
Таким образом, все альтернативы, стоящие на первом месте, - first best альтернативы. Альтернативы, следующие за ними, т. е. second best альтернативы, стоят на втором месте соответственно. Так как альтернативными издержками в каждом случае будет стоимость second best альтернативы, получаем следующие оценки альтернативных издержек:
Друг (350)      (400), т. е. 400 руб.
Друг (350)    книга (450), т. е. 450 руб.
Фильм (400)  друг (350), т. е. 350 руб.
Фильм (400)  книга (450), т. е. 450 руб.
Книга (450)  друг (350), т. е. 350 руб.
Книга (450)  фильм (400), т. е. 400 руб.
Предложите свое определение альтернативных издержек, используя ключевые слова и словосочетания: «издержки»; «другое, принесенное в жертву». Завершите фразу: «Альтернативными издержками при принятии решения…» (слушатели предлагают свои версии).
Альтернативными издержками при принятии решения будут издержки другого наилучшего (следующего альтернативного) решения, принесенного в жертву первому.
Более сложный пример из жизни. После окончания 11-го класса есть две альтернативы:
    работа (с зарплатой 20000 руб. в месяц);
    учеба (с оплатой за обучение 22000 руб. в месяц).
Каковы альтернативные издержки при принятии каждого из решений?
Если мы выбираем работу (с зарплатой 20000 руб. в месяц), то альтернативные издержки = + 42000 руб. в месяц (мы зарабатываем и не тратим на учебу).
Если мы выбираем учебу (с оплатой за обучение 22000 руб. в месяц), то альтернативные издержки = - 42000 руб. в месяц (мы тратим на учебу и не зарабатываем).
    Когда нам еще приходится делать выбор?
    Зачем покупатели приходят на рынок?
    Что может мешать покупателям при обмене денег на товар?
    Какой эффект оказывает цена на покупателя?
    Какой из представленных графиков (а или б) отражает правильную зависимость между ценой и количеством товара (услуги), который может привлечь покупателя?
А) обратная; Б) прямая.
Почему кривая имеет такой характер (обратная зависимость)?
Почему чем больше цена, тем меньше количество, и, наоборот, чем меньше цена, тем больше количество?
Причины (слушатели предлагают свои версии):
    эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом;
    доходы покупателей;
    ?
Предлагается провести опрос слушателей «Холодильник, телевизор, мороженое».
Задаются вопросы: «У кого дома один холодильник и более?», «У кого дома два холодильника и более?», «У кого дома три холодильника и более?» То же самое с телевизорами. «Кто может подряд съесть одну порцию любимого мороженого?» (Две, три.) Второй телевизор используется не так, как первый, третий телевизор не так часто смотрим, как первый и второй. Пятая порция мороженого не так полезна, как вторая и третья.
Эффект убывания предельной полезности (УПП) срабатывает, когда предельная (или дополнительная) полезность от потребления дополнительной единицы товара (или услуги) будет уменьшаться начиная с определенного предела. Вот еще почему кривая спроса имеет такой характер, когда продавцы сбрасывают цены и призывают покупателей покупать по более низкой цене, невзирая на действие эффекта убывания предельной полезности.
Спрос (С) - это количество товара или услуги, которое хотят (Х) и могут (М) прибрести покупатели в конкретном месте (КМ) в конкретное время (КВ) (при прочих равных условиях (ПРУ). Спрос - функциональная зависимость между ценой и количеством экономического блага.
Образное представление (нематематическая формула):
С = Х + М (КМ, КВ - при ПРУ)
Эластичность (Е) - свойство спроса реагировать на цену, или степень чувствительности спроса к изменению цены. (См. табл. 2.)
Е = %  величины спроса / %  цены

Какой из графиков (а, б) соответствует эластичному спросу, какой неэластичному?  (См. табл. 3.)
На какой товар спрос будет абсолютно неэластичным?

Срабатывает ли в данном случае (с наркотиками) эффект убывания предельной полезности?
Перейдем от наркотиков к знаниям. Если занятие проходит интересно, когда каждая последующая минута не менее интересна (полезна), чем предыдущая, срабатывает ли эффект убывания предельной полезности (УПП)?
Предлагается сделать маленькое открытие, связанное с рынками совершенной конкуренции.
Учитывая несрабатывание эффекта УПП и то, что учебные занятия проводятся на платной основе, постройте, пожалуйста, график спроса на знания:
    При стоимости часа 100 руб.
    При стоимости часа 200 руб.
    При стоимости часа 300 руб.
Если помните, мы начинали с бытового понимания сути вещей. После знакомства с экономическими законами с точки зрения эффекта убывания предельной полезности (УПП) и свойства эластичности, ответьте, пожалуйста, на вопрос:
Что общего между знаниями и наркотиками? Что различного между ними? (См. табл. 4.)

В заключение занятия снова попрошу закончить фразу: «Для меня знания - это…». Спасибо за занятие! Принятие решения вами участвовать в нем тоже имело альтернативные издержки.

Игорь АГАПОВ,
победитель конкурса «Учитель года России-1996», кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, директор школы №1151