После революции, несмотря на перетряску общественной системы, в этой области ничего практически не изменилось, за исключением того, что детских воспитательных учреждений, в особенности школ, стало гораздо больше и на помощь им пришли уже не богатые частные лица, а государственные предприятия и организации. Само попечительство стали именовать шефством.

В конце XX века России в который раз пришлось пережить ломку всей системы, частный капитал вновь вернулся на арену, однако он пока слаб, прижимист и не очень-то торопится на помощь. Государственные же структуры, ранее выступавшие в роли шефов, зачастую разорены, разграблены и сами с трудом удерживаются на плаву. Им не до своих бывших подшефных. В результате ни на тех, ни на других детским воспитательным и общеобразовательным учреждениям в экономических условиях переходного периода рассчитывать не приходится.

А школы как нуждались в материальной поддержке и помощи, так и нуждаются по-прежнему. Их проблемы остались с ними, к тому же усложнились во много раз. Поскольку государство никогда не было в состоянии полностью обеспечить материальные нужды общеобразовательных учреждений, а переход на платное обучение в средней школе явным образом никого не обрадует, да и чреват серьезными последствиями для общества, необходимо было искать что-то иное. Поразмыслив, решили обратиться к старенькому.

В конце 1999 г. вышел указ Президента РФ № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации», который рекомендовал создавать в государственных и муниципальных школах попечительские советы для привлечения внебюджетных финансовых ресурсов во имя обеспечения развития образования, а также для общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений.

Наша газета уже писала об идее создания при школах, детдомах, других детских учреждениях попечительских советов, которые, являясь государственно-общественными, призваны восполнить тот самый вакуум, что образовался на месте канувшей в Лету шефской помощи. Помимо привлечения финансовых средств, в том числе и на разного рода ремонтные работы в школе, попечительский совет получил право содействовать внедрению новаций в опекаемом общеобразовательном учреждении, проводить независимую экспертизу уровня и качества подготовки выпускников, предлагать приоритетные направления для использования внебюджетных средств, оказывать содействие в трудоустройстве детей, в первую очередь сирот и оставшихся без опеки родителей, улучшении их жилищных условий. Кроме того, на попечительские советы возложили также и организацию при необходимости аудиторской проверки использованных целевых финансовых средств фонда развития местного образования. Предполагалось поначалу, что такие попечительские советы станут действовать чуть ли не при каждой школе. Прошло три года, и стало ясно, что мечты фактически так и остались в проектах. И проблема не в том, что меценатов днем с огнем не сыщешь. Точнее, не только в этом. А в чем же?

Россия - это не только мегаполисы, крупные и средние города, Россия - страна также и сельская. У нас огромное количество так называемых малокомплектных школ, где учатся порой не более десятка учеников. На их специальные счета практически не поступают ни финансовые средства от частных благодетелей, ни пожертвования общественных организаций, физических и юридических лиц. Выяснилось, что при подобных школах создавать попечительские советы невозможно и даже не очень-то разумно.

Практика показала, что далеко не всякое общеобразовательное учреждение, я бы даже сказала, редкая из школ в состоянии организовать у себя попечительский совет, в который входили бы бизнесмены, представители культуры и науки, авторитетные и деятельные люди, готовые прийти на помощь школе и ее воспитанникам, поясняют в Министерстве образования РФ. Но поскольку ситуация срочно требовала вмешательства, было принято решение содействовать организации попечительских советов не при отдельных школах, а при районных органах управления образованием. В результате такие советы начали создаваться не только в крупных городах, но и на селе. И если поначалу мы опасались, что сельские районы окажутся, так сказать, вне игры, то вскоре стало очевидно, что у органов управления образованием сельских районов, небольших городов, поселков есть вполне реальная возможность учредить фонды, в которые могли бы инвестировать свои средства организации, предприятия, учреждения, расположенные на территории того или иного муниципалитета. Фактически местному бизнесу - частному или государственному (не имеет значения) - сказали: вы живете в нашем районе, развиваетесь, богатеете, помогите же детям, не бросайте их в плохо отапливаемых школах, где протекает крыша, осыпается штукатурка, где не то что компьютера не видели, учебников в приличном состоянии не сыщешь. И предприятия пошли навстречу просьбам. Не везде, но пошли. Зачастую совершенно бессистемно, вспоминая о нуждах своих подшефных от случая к случаю, но все-таки вспоминая.

Министерство образования не может приказать кому бы то ни было создать при школе, при местном управлении образования попечительский совет, мы вправе только рекомендовать сделать это и посоветовать наиболее, как нам кажется, удачную методику, а уж на местах решают сами, в том числе и то, нужны ли им эти советы вообще. Мы, откровенно говоря, даже не имеем точной информации о том, где действуют попечительские советы и насколько они эффективны. Только время от времени, когда наши сотрудники выезжают в командировки в тот или иной регион, Министерство образования узнает заодно и о том, как там обстоят дела с попечительскими советами. В Самаре и Нижнем Новгороде они действуют не один год и фактически стали появляться задолго до указа президента. Очень многое зависит от экономической обстановки в области, а также от понимания региональными властями и признания ими необходимости таких советов, их поддержки и развития, ибо попечительские советы при местных управлениях образования формируются только после соответствующего постановления главы администрации.

В совет, который на общественных началах действует при региональном управлении образования, как правило, входят его руководитель, глава администрации, бизнесмены и предприниматели, авторитетные и уважаемые люди в области культуры, науки, спорта. Их усилия направлены в основном на поиск источников финансирования школ, в образовательный процесс они если и вмешиваются, то, скажем так, весьма опосредованно: компьютеры в классах установили - можно считать, в образовательный процесс внесли свою лепту.

Собираются члены попечительского совета, как правило, раз в квартал, определяют сумму, которую удалось достать, и то, кому ее передать, на что потратить. Деньги же поступают на специальный счет попечительского совета из разных источников, но в основном от местных бизнесменов, предприятий, благотворительных структур. Никаких налоговых или иных льгот тем, кто помогает детским учреждениям выжить в не самое простое для них время, не существует нигде. Хотя все понимают, что для того, чтобы работа попечительских советов в регионе стала более эффективной, необходимо вводить некоторые льготы, но по разным причинам никто на это не решается. У нас вообще не любят мыслить с прицелом на перспективу. Тем не менее многие регионы, включая Москву, Ярославль, Чувашию, Самару, Пензу, Новгород и ряд других, активно работают, создавая базу для развития попечительских советов.

- В нашей области, - рассказывает начальник отдела реабилитации детей и подростков Департамента образования и науки администрации Нижегородской области Николай Серагин, - решили основной упор сделать на помощь тем, кто находится в самом отчаянном положении, - детским домам и приютам. Скажу прямо, далеко не все районные главы местных органов самоуправления распоряжение нашего губернатора о создании попечительских советов восприняли на ура. Тем не менее такие советы опекают все наши сиротские учреждения.

А в другом районе на помощь попечительскому совету пришла воинская часть.

Москва