Как говорил Дмитрий Менделеев, «обновление мира начинается в школе», а школа начинается с начальных классов. Именно в этом возрасте закладывается учебная мотивация и формируется отношение к учебе в целом.
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок учился легко и с интересом, а не из-под палки, но так бывает не всегда. Маленькие дети в силу возраста предельно любознательны и эмоциональны. Задача учителя состоит в том, чтобы умело воспользоваться этим и приучить ребенка интересоваться окружающим миром и удивляться ему, задавать вопросы, находить истину, а не погасить это стремление, не желая выйти за рамки учебника.
Удивление служит мощным импульсом к познанию. Младшие школьники готовы удивляться каждый день. Нам, взрослым, имеющим социальный опыт и знания, удивить ребенка несложно: на помощь приходит и физика природных явлений, и химия необычных реакций, и даже математика простых чисел - все это воспринимается ребенком не иначе как фокусы или магия.
Прочитав на одной из станций московского метро год ее открытия, мои ребята с удивлением обнаружили, что она была открыта в годы Великой Отечественной войны. После моего рассказа о героическом подвиге работников метро и метростроевцев, дети задумались о том, что герои могут быть не только на фронте, но и в тылу. Им захотелось узнать больше о метро и его истории. Так зародился наш коллективный проект «Московский метрополитен: памятник культурной столицы», в ходе которого мы не только посетили Народный музей Московского метрополитена и поработали с различными источниками информации, но и узнали метро как объект гражданской обороны, памятник культурного наследия, а также раскрыли его тайны.
В начальном курсе математики мы знакомимся с задачами на движение. Одну из таких задач мы решали и в ходе мастер-класса. Зрителям было представлено условие в виде таблицы, поэтому они, зная формулу, очень быстро справились с задачей. Удивление наступило тогда, когда я дополнил данные таблицы текстом задачи. Получилось, что найденные 280 км - это средний путь, который проезжает один водитель троллейбуса за смену. Каждый задумался: много это или мало. Но вряд ли мы часто задумываемся над тем, во сколько приходится встать на работу этому водителю, чтобы мы вовремя попали на учебу, работу или в гости.
То, что удивило, запоминается надолго. В своем мастер-классе я старался удивить даже взрослых. Так, получив для анализа слова «эскалатор», «троллейбус» и «трамвай», участники долго перебирали, что их объединяет. Выдвигались гипотезы, что все эти слова называют объекты, имеющие отношение к транспорту, электрике, имеют двигатели, обеспечивают движение, но никто не предположил, что все они вызывают трудности в произнесении и написании. Наверняка рядом с вами тоже не раз путали «эскалатор» и «экскаватор», а «трамвай» и «троллейбус» произносили с искажением. Но стоит наглядно показать, что английское слово trolleybus (троллейбус) произошло от слова trolley (тачка, тележка), а главное, объяснить, что именно дало ему такое название, и ребенок или взрослый обязательно запомнит, как его следует правильно произносить; для учителя очень важно привить детям бережное отношение к родному языку, ведь он является частью национальной культуры.
Еще одно задание также было связано с русским языком. Участница, которой было необходимо написать определение слова «башмак», конечно, понимала, что именно он лежит в черной обувной коробке, и это было так, но все зрители сильно удивились, когда вместо ботинка я вытащил из нее настоящую деталь конструкции троллейбуса, ведь слово «башмак» является еще и профессионализмом и широко используется среди водителей.
Также хотелось бы обратить внимание учителей на то, что импульсом к познанию в нашем удивительном мире может быть все что угодно. Однако при работе с младшими школьниками стоит помнить, что желание узнать о грибах у них, как правило, возникает в лесу, и если учитель не посчитает нужным развить этот интерес, ребенок может вообще перестать интересоваться тем, что его окружает.
На мастер-классе мною было показано, как важно при планировании урока учитывать принципы, лежащие в основе универсального метода познания:
- принцип объективности, означающий, что в процессе познания следует подходить к исследуемым явлениям так, как они существуют в реальности, не искажая их сути, не идеализируя их;
- принцип всесторонности познания;
- принцип историзма познания, указывающий на то, что исследуемое явление должно рассматриваться в развитии.
Такой подход позволяет детям получать знания и применять их не только на уроках, но и в реальной жизни, а вчерашний маленький фантазер уже завтра может стать великим исследователем.

Алексей РУБИН, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015», учитель начальных классов школы с углубленным изучением математики, информатики, физики №444