Мастер-класс «Где находится остров невезения, или Пространство логики...», собственно, о многом. И о приемах работы с информацией (да почти каждый мастер-класс о работе с информацией - с чем же еще?). И о том, как сделать урок интересным (подставьте на место острова Невезения любую иную цель). Но в первую очередь он о разнообразии путей поиска ответа почти на любой вопрос. О том, как множество логических подходов вкупе с эрудицией (или умением найти нужную информацию и интерпретировать ее) позволяют сузить или расширить пространство поиска, фантазии, мышления человека.
Доставшееся мне при подготовке к съезду понятие «пространство» - понятие многозначное. Загляните в любую энциклопедию или скажите волшебное слово «ОК, Гугл...», и вы получите массу примеров. Я пошел вторым путем, и щедрая Википедия выдала такой список, что дочитать его до конца, как гомеровский список кораблей, оказалось практически невозможно. От гиперпространства или пространства времени до художественного, образного пространства, пространства сюжета или пространства сцены...
Так, 14 августа 1987 года в пространстве сцены Рижского оперного театра в пространстве спектакля «Фигаро» умер Андрей Миронов. Удивительный актер. Говорили, что он излучал с экрана и со сцены свет: он сразу становился центром любой компании, изменяя атмосферу в ней, становясь центром внимания, притягивавшим людей... Роль в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» стала для 27-летнего актера, как писали критики, «бриллиантовой рукой судьбы». Если бы Гайдай, как он первоначально планировал, взял на роль Гены Козодоева не менее блистательного Георгия Вицина, вся история советского кинематографа могла бы стать иной. И не существовало бы сегодня конкурса актерской песни имени Андрея Миронова, ведь он не спел бы в этом фильме свою первую песню в кино... Фильм вышел на экраны в 1969 году. А песня называлась «Остров невезения».
Но где находится этот остров? Попробуем найти и открыть его? Или закрыть? Такое в географии тоже не редкость. Пространство нашего поиска - весь мир. 510 миллионов квадратных километров. Многовато. Попробуем это пространство сузить. Как? Посредством логики.
Что мы знаем об острове невезения? Вернее, поставим вопрос так: что служит источником информации о нем? Песня? Но пространство песни - это и мелодия, и гармония, и ритм, и аранжировка, и интонация исполнителя... Искать необходимо первоисточник. А первоисточником является текст, написанный поэтом Леонидом Дербеневым. К сожалению, собственно рукописи текста в нашем распоряжении нет. Не сохранился, скорее всего... Что делаем? ОК, Гугл? Увы, Интернет предоставит нам поздние источники. А нас интересует наиболее близкий к первоисточнику.
В далеком шестьдесят девятом, задолго до itunes, самым простым и доступным источником были гибкие пластинки, синенькие такие, в мягких обложках. И впервые текст песни был опубликован именно на обложке пластинки с музыкой из кинофильма. Как сейчас бы сказали - с официальным саундтреком.
Такая пластиночка чудом сохранилась у меня в обширной коллекции винила. Находим. Читаем на обложке название песни. Первый вопрос: а вдруг остров невезения - это топоним, то есть географическое название. И необязательно на русском языке. Это может быть какой-нибудь Unlucky Island, к примеру... На карте такого топонима нет. По крайней мере с ходу мы на карте его не найдем... Но если это топоним, значит, название должно начинаться с заглавной буквы. Смотрим в текст.
Невезение так невезение: все буквы в названии на обложке, да и на самой пластинке - заглавные. Причуда оформителя. Не отчаиваемся - переворачиваем пластинку. На задней обложке - текст! Читаем: Остров Невезения! Ага, с заглавной! Стало быть - ищем на карте! Но, внимательно вчитавшись в текст, мы найдем ряд серьезных орфографических ошибок. Что взять, недорогое издание... Слабая редактура. Степень доверия к такому источнику? Верно, невелика. Тогда доверимся более серьезному, более дорогому, виниловому источнику. Второе издание.
Невезения - с маленькой буквы! Значит, не топоним? Отсекаем этот путь поиска. Пространство сузилось.
Итак, вновь текст... Впрочем, весь текст нам не нужен. Проведем несложный семантический анализ текста и выясним, что в тексте является фактом внеязыковой действительности (так называемое узуальное употребление, выделено жирным шрифтом), а что авторским предположением (окказиональное употребление, выделено светлым курсивом).
Весь покрытый зеленью,
абсолютно весь,
Остров невезения в океане есть.
Там живут несчастные люди-дикари,
На лицо ужасные, добрые внутри.
Что они ни делают, не идут дела -
Видно, в понедельник их мама родила.
Крокодил не ловится, не растет кокос,
Плачут, богу молятся, не жалея слез.
Вроде, не бездельники и могли бы
жить -
Им бы понедельники взять и отменить.
Как назло, на острове нет календаря,
Ребятня и взрослые пропадают зря.
По такому случаю с ночи до зари
Плачут невезучие люди-дикари,
И рыдают бедные, и клянут беду
В день какой - неведомо, в никаком
году...
Приступим. Первая строка говорит об острове, покрытом зеленью. Представляются увитые лианами тропические заросли: экваториально-тропические широты. Смело отбрасываем из зоны поиска умеренные и полярные районы Земли. Пространство поиска сузилось.
Далее: остров в океане... То есть мы смело отсекаем острова в реках, озерах и прочих водоемах суши.
Пространство поиска сужается, но все же - океан. 149 миллионов квадратных километров. Но остается главное - остров в океане ЕСТЬ. Значит, мы не на ложном пути. Ищем!
Далее по тексту: там живут несчастные люди-дикари, на лицо ужасные, добрые внутри...
В конце 60-х, задолго до победного шествия слова «толерантность» по миру, вполне европеоидный поэт Дербенев мог нетолерантно отнести к ужасным на лицо представителей других рас: негроидов, монголоидов, австралоидов... Главное, чтобы они не были агрессивными, воинственными или, упаси боже, каннибалами.
Да, и еще слово «несчастные»... Вполне можем себе представить, что могли иметься в виду все несчастные, живущие вне социалистического лагеря. Отсекаем помимо СССР и стран Восточной Европы Кубу, Вьетнам, Камбоджу, Монголию, Китай... Такой логический поворот мы тоже можем допустить? Пространство поиска вновь сужается. Близок миг победы?
Читаем текст: «Крокодил не ловится, не растет кокос, плачут, богу молятся, не жалея слез...» Биологи тут же подскажут, что мы вправе сузить пространство поиска до ареалов распространения кокоса и крокодилов.
О, ужас! У нас полностью выпадают из пространства поиска экваториально-тропические широты. И пространство поиска вообще исчезает. Что дальше? До сего момента мы мыслили, так сказать, субширотно... Попробуем иначе.
В последней строке песни говорится о том, что «рыдают бедные, и клянут беду в день какой - неведомо, в никаком году». Никакой год? То есть некая граница между годами? Что? Линия перемены дат. 180-й меридиан. Иное направление логики - иное пространство поиска. Вновь «ОК, Гугл» или просто взгляд на карту: на 180 меридиане лежат (!) всего 8 островов: острова Фиджи, острова Тувалу, остров Семисопочный и остров Врангеля.
Отсекаем Врангеля и Семисопочный - не проходят по первой строке (про зеленый остров).
Увы, Тувалу и Фиджи тоже отсекаем довольно-таки быстро: жители Фиджи долгое время пользовались дурной славой каннибалов, а жители Тувалу изрядной воинственностью.
И там и там кокос растет, крокодил ловится... Значит, и Фиджи, и Тувалу исключаются из поиска? Все? Тупик?
Если информация исчерпана, а поиск не увенчался успехом, это ли повод прекратить поиск? Давайте вернемся к началу. Итак, весь покрытый зеленью...
В XX веке нашей эры изгнанный отовсюду Эрик Рауди после долгих скитаний по Ледовитому океану увидел на горизонте узкую полоску зелени в белом безмолвии арктических просторов. Он возблагодарил небеса за спасение и назвал землю Гренландией. Так излагает события «Сага о Гудрун». Таким образом, северные острова - Врангеля и Семисопочный, покрытые мхом и лишайниками, возвращаются в пространство нашего поиска.
На финишной прямой нашего расследования два претендента. Остров Врангеля (Россия) и остров Семисопочный (США).
Далее все просто. Какой же из них зеленее? И почему? Сравним климатограммы, выполненные для этих островов.
Остров Врангеля севернее. Арктика, суровое Восточно-Сибирское море... Температура резко ниже нуля большую часть года. Снег, льды.
Остров Семисопочный, Алеутский архипелаг, Крысьи острова. Морской климат, много осадков, температуры большую часть года положительные. Весь покрытый зеленью? Да.
В океане? Да.
На лицо ужасные. Добрые внутри. Да. Алеуты, миролюбивые охотники на морского зверя, рыболовы, некогда подданные Российской империи. Посему - православные. Он и остров-то, по-английски называется Semisopochnoy. Семисопочной - по-русски, по-старому.
Кокос? Крокодилы? Нет как нет.
Здесь начинается новый день, неделя, год... Нашли! Вот он, остров невезения.
Одно «но». Те, кто уже загуглил, выяснили, что остров необитаем... Да. Вулканический остров. Последнее мощное извержение произошло в 1987 году, и рыбацкое поселение алеутов перестало существовать. Нет сведений о погибших. Тогда и строчка про «пропадают зря» перешла бы из ряда окказиональных элементов текста в узуальные.
Итак, остров Семисопочный перестал быть обитаемым. Но на момент написания песни в 1969 году он таковым и был!
Эту историю можно продолжать долго.
А вот сейчас признайтесь, вам было интересно?.. Да? Прекрасно! Вряд ли большинство из вас когда-либо задумывались о существовании острова Семисопочный, да и об острове Врангеля, согласитесь, вспоминаете нечасто. А тут вдруг стало интересно. И на те несколько минут, что заняло у вас прочтение этого текста, малоизвестный остров стал центром вашего внимания, оттеснив все остальное!
Любое место, любой человек, любой объект вне зависимости от его местонахождения может стать центром притяжения внимания, интереса - да чего угодно в пространстве, - надо просто наполнить его содержанием, смыслом. И оно станет излучать свет и изменять пространство вокруг себя. Наши мастер-классы проходили под девизом «Метапредметные умения для жизни». Если каждый ребенок, взрослый человек поймет, что сам может быть центром притяжения, вряд ли он окажется на периферии любого пространства, вряд ли станет аутсайдером. Просто нужно работать над собой. Тогда он всегда будет интересен окружающим и излучать свет, изменяя пространство вокруг себя... Как это делал блистательный Андрей Миронов...

Иван КОЛЕЧКИН, финалист конкурса «Учитель года Москвы-2010», учитель географии и экономики, заместитель директора по научно-методической работе детского воспитательно-образовательного комплекса «Пенаты»