Первый шок прошел достаточно быстро, а дальше начались долгие раздумья о том, как фундаментальное понятие «измерение» может быть раскрыто в гуманитарной дисциплине в рамках темы природопользования. Я пыталась найти ответы на такие вопросы:
- Что и каким образом измеряется в предмете, который я преподаю?
- Чем принципиально отличается понимание измерения в гуманитарных и естественно-научных дисциплинах?
- Как все это связать с охраной окружающей среды?
С ответом на третий вопрос особых проблем не возникло. Урок иностранного языка - это лишь повод для общения, а тему общения мы можем выбрать любую. Поэтому для меня сразу стало очевидно, что разговор на мастер-классе так или иначе коснется экологических проблем.
А пытаясь найти ответы на первый вопрос, я поняла, что все мои ответы однотипны и ничего принципиально другого я придумать не могу. В английском языке я могу измерить:
- активный и пассивный словарный запас;
- количество грамматических конструкций, которыми владеет человек;
- количество предложений в устном высказывании или письменной работе и т. д.
Таким образом, родился вывод (в ответ на второй вопрос), что в естественно-научных дисциплинах измерение является единицей содержания, а в гуманитарных - критерием оценки результативности.
Чтобы показать, как измерение связано с оцениванием результата, я предложила аудитории на мастер-классе выполнить задание С6 ЕГЭ по английскому языку. В 2015 году в экзамен по иностранному языку было введен раздел «Говорение», состоящий из четырех заданий. С6 - последнее задание экзамена, имеющее высокий уровень сложности. Звучит задание примерно так:
Рассмотрите две фотографии. Через минуту вам предстоит сравнить эти фотографии.
    Кратко опишите фотографии.
    Скажите, что общего между двумя фотографиями.
    Скажите, чем они отличаются.
    Скажите, какая фотография вам более интересна.
    Объясните почему.
У вас будет 2 минуты на выполнение задания.
Доброволец из зала описал эти фотографии на русском языке, а затем аудитории были предложены критерии оценки этого задания с точки зрения содержания высказывания.
Решение коммуникативной задачи (содержание) - максимально 3 балла.
    3 - коммуникативная задача выполнена полностью: содержание полно, точно и развернуто отражает все аспекты (обратите внимание, их 5. - Прим. авт.), указанные в задании (12-15 предложений).
    2 - коммуникативная задача выполнена частично: один аспект не раскрыт (остальные раскрыты полно) или один-два раскрыты неполно (9-11 предложений).
    1 - коммуникативная задача выполнена не полностью: два аспекта не раскрыты (остальные раскрыты полно) или все аспекты раскрыты неполно (6-8 предложений).
    0 - коммуникативная задача выполнена менее чем на 50%: три и более аспектов содержания не раскрыты (5 и менее предложений).
При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «решение коммуникативной задачи» все задание оценивается в 0 баллов.
Насколько легко или сложно ученику (к тому же говорящему на неродном для него языке) выполнить это задание? Наверняка непросто. Поскольку, чтобы справиться с этим заданием, ученик должен не только знать достаточное количество слов и грамматических структур на иностранном языке, но и владеть универсальными учебными действиями. Очевидно, что ребенку потребуется применить регулятивные УУД (целеполагание, планирование деятельности) и коммуникативные (построение целостного связного высказывания). Но на мастер-классе мы остановились на логических универсальных учебных действиях. И как верно заметили педагоги в аудитории, при выполнении данного задания ученику необходимо применять следующие логические операции:
    анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
    синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
    количественное и качественное описание объекта;
    выбор оснований и критериев для сравнения;
    выдвижение гипотез и их обоснование.
На мастер-классе мы рассмотрели аспекты, с точки зрения которых можно описывать объекты (это и место действия, и время года, и погода, и количество объектов на фотографии, и даже чувства и переживания героев), ознакомились с грамматической конструкцией might be, а также поработали с приемом «шторка», позволяющим, с одной стороны, сфокусироваться на деталях, а с другой стороны - включать фантазию и учиться выдвигать гипотезы.
Иногда не только наши ученики, но и мы, учителя, к сожалению, видим мир однобоко. Если учитель попытается на каждом уроке выйти за рамки только своего предмета показать ученикам все то, что скрыто за «шторкой», если наши дети будут учиться на уроке выдвигать гипотезы, видеть проблемы и искать пути их решения, то тогда знания, полученные на уроке, станут не только и не столько знаниями для выполнения задания С6 ЕГЭ, а знаниями для реальной жизни, а любое измерение будет необходимо для того, чтобы научиться постигать неизмеримое.

Юлия МУКОСЕЕВА,
лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2007», учитель английского языка, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы «Карьера»