Шкала клиоскопа имеет пять приближений. При первом мы можем наблюдать весь путь исторического развития целиком, огромную спираль истории. Второе приближение позволяет увидеть один виток этой спирали, который состоит из переплетения исторических культур, сосуществующих и сменяющих друг друга во времени. Третье приближение помогает нам детально ознакомиться с особенностями отдельной культуры, а четвертое знакомит нас с какой-либо эпохой. И наконец, при пятом приближении в поле зрения остается один человек, исторический деятель.
Используя клиоскоп (мысленно), а точнее несколько его приближений, можно попытаться понаблюдать за пространством истории, поработав с разными видами исторических источников. При этом рекомендуется соблюдать несколько правил:
1. Источники несут ценную информацию о том времени, когда были созданы. Но сами по себе они ничего не говорят. Историк, изучающий их, должен искать в них ответ на определенный вопрос.
2. Источник дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк. Он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним.
3. Необходимо провести интерпретацию источника и подвергнуть его анализу содержания.
Участникам мастер-класса предлагается четыре таких источника.

Источник №4
Рапорт контр-адмирала Истомина генерал-лейтенанту Моллеру:
«Мне предписано представить список офицеров, которые удостаиваются награды Святого Георгия. Имею честь донести, что военное положение, в котором находится моя дистанция, не представляло ни одного случая, когда бы господа штаб- и обер-офицеры не выказывали подвигов, которые подводят под статут Святого Георгия. В продолжение 25-дневного бомбардирования они вели себя одинаково достойно, и ни в одном из них я не заметил и тени беспокойства о своем положении или охлаждении к своей обязанности... Такая геройская стойкость не должна цениться ниже мгновенной вспышки храбрости, где часто офицер под обаянием только минутной отваги бросается на неприятельское знамя или пушку... Ценя великость этой главной воинской награды, я решаюсь просить Вашего ходатайства перед Его Светлостью только о тех офицерах, которые имели более влияния на ход дела вверенной мне дистанции».

Анализируя предложенные исторические источники, участники мастер-класса приходят к выводу, что все они относятся к пространству одного исторического события - Крымской войне 1853-1856 гг. Об этом говорит и форма пуль (для нарезного и гладкоствольного оружия) - источник №1, и надписи на памятной медали в честь обороны Севастополя - источник №2, и вид артиллерийской батареи с корабельными пушками на берегу - источник №3, и уж, конечно, содержание письменного источника.
Таким образом, исследователь, имея перед собой определенный набор артефактов и обладая навыками работы с ними, может увидеть пространство истории. А помогает ему в этом клиоскоп, который представляет собой аллегорию системного исторического анализа.

Константин ЛУПИКОВ, победитель конкурса «Учитель года России-2009», учитель истории и обществознания Ломоносовской школы