В ходе лекций с учащимися обсуждалось, что такое бюджет и какими бывают бюджеты, как бюджеты составляются и исполняются, что является основными доходами бюджетов и почему бюджеты называют социальными, военными и т. п. (какие расходы из бюджетов осуществляются). Поднимался вопрос о том, что могут получить из бюджета обычный человек, частная организация, учреждение и государственный орган. Обсудили с учащимися проблему зависимости России от нефтегазовых доходов и способы ее решения. Определили положение России по сравнению с другими государствами по уровню государственного долга и налоговой нагрузке. По результатам лекции сделали вывод о том, каких важных положительных результатов достигла наша страна за прошедшие 20 лет в сфере управления общественными финансами.
Лекции были построены в форме беседы. Слушатели принимали активное участие - задавали свои вопросы и отвечали на вопросы лектора. Беседа сопровождалась показом презентации с рисунками, таблицами, графиками и диаграммами. Это позволяло быстрее и проще осваивать достаточно сложный материал.
Сами лекторы - ведущие эксперты Центра исследования бюджетных отношений - отмечают, что в каждом классе или группе, где проходила апробация, были учащиеся, хорошо разбирающиеся в государственном устройстве и финансово-экономических вопросах. Для них подобная программа скорее способ систематизировать уже имеющиеся знания. Однако встречались и те, для кого новым стал едва ли не весь лекционный материал.
Проведение после лекций тестов и деловых игр позволило лучше закрепить пройденный материал, дало учащимся повод внимательнее вчитаться в предоставленные разработчиками презентации, разобраться, подумать и задать новые вопросы авторам.
Что особенно приятно, нередко вопросы школьников и студентов касались практических аспектов. А значит, можно считать, что основная цель курса - заинтересовать, показать близость бюджета страны к обычному человеку - была достигнута.
Результаты разработки и апробации программы стали поводом сделать некоторые замечания (комментарии), которые, вероятно, будут полезны тем преподавателям, которые также задумываются о том, как лучше изучать со старшеклассниками тему государственного бюджета.
Занятия, посвященные бюджету страны, включены в ряд существующих программ по обществознанию и/или экономике в 9-11-х классах. Чаще данному вопросу уделяют 1-2 урока из всей годовой программы (рассчитанной на 34 (36) - 72 часа в год).
После проведенного анализа некоторых программ сложилось ощущение, что основной акцент делается на теоретических аспектах государственных финансов, традиционно глубоко проработанных в учебниках для вузов (например, в рамках курсов по финансовому или бюджетному праву либо по финансам или экономике). Конечно, многое зависит от мастерства педагога. Даже самую скучную информацию можно подавать интересно - так, что она надолго запомнится. Тем не менее мы полагаем, что подобная глубокая теоретическая проработка фундаментальных знаний, безусловно, заслуживает внимания и положительных оценок, но на более поздних стадиях обучения - при получении высшего профессионального образования либо при подготовке диссертационных исследований.
В свою очередь для школьников старших классов, на наш взгляд, приоритетным является понимание и запоминание основ функционирования тех или иных систем управления государством (включая систему общественных финансов) на упрощенном, схематичном уровне, который тем не менее достаточен для полноценного применения полученных знаний на практике, независимо от того, какую профессию они будут получать в дальнейшем. Более того, именно возможность практического применения полученных знаний, и не только после выхода с занятия, но и через неделю, месяц или год, на наш взгляд, следует поставить во главу угла при проведении работы по повышению бюджетной грамотности школьников.
Например, представляется важным, чтобы учащиеся понимали масштабы бюджета страны, знали, кто (имея в виду и граждан, и государственные, и частные организации) может претендовать на какие выплаты из бюджета; понимали, какова будет их роль как налогоплательщиков в формировании бюджета страны; чтобы учащимся были известны механизмы влияния обычного человека на направления расходования бюджетных средств - это позволит им в дальнейшем занимать активную гражданскую позицию и вступать в открытый конструктивный диалог с властью, а не ворчать в кругу знакомых на то, что здесь ничего поменять нельзя и от их голоса ничего не зависит.
Представляется практически полезным, если старшеклассник понимает, что стоит за сухими взрослыми словами «инфляция», «цена на нефть», «пенсии», «резервный фонд», «дефицит бюджета» и т. п., услышанными или увиденными случайно в новостном блоке. Любые цифры могут стать интересными, если понимаешь, что они означают для тебя, твоей семьи, для будущего.
Показательным был пример, когда в ходе апробации, обсуждая со старшеклассниками процесс формирования бюджета, был затронут вопрос «нефтегазовых доходов» и мы попытались выяснить, знают ли учащиеся, какова цена на нефть сейчас. Общими усилиями, хотя и не сразу, но цену вспомнить удалось (на тот момент она была около 38 долл. США за баррель), тогда как федеральный бюджет на 2016 год был сформирован исходя из предположения о цене в размере 50 долл. США. Отсюда беспокойство финансовых властей. Возгласы - «Так вот в чем все дело!», «Теперь, наконец, понятно!» - стали наградой лекторам.
Равно как наградой становятся встречные вопросы, которые учащиеся, не стесняясь, задают преподавателю, если тема задевает их за живое. Старшеклассникам интересно и все, что связано с кризисом, и вопросы получения социальных выплат, и вопросы налогообложения.
По-разному, но чаще очень эмоционально, учащиеся реагируют на вопрос, так ли плохо, если бюджет страны дефицитен, т. е. расходы превышают доходы.
Живые отклики вызывает сравнение России с другими странами, особенно если выясняется, что ее положение выигрышно, что власти выбрали правильный курс.
Оживление, активное участие вызывают задания придумать показатели деятельности, представить себя на месте министра финансов и постараться принять то или иное сложное решение.
Таким образом, если стараться подбирать материал так, чтобы для учащегося он был близок, актуален, что называется на слуху, если организовать лекцию в формате диалога, когда учащиеся сначала стараются сами вспомнить, что им известно по той или иной теме, а лишь потом их знания систематизирует, дополняет, уточняет, поправляет педагог, - результаты даже при изучении сложной темы могут стать ошеломляющими.
Если же удастся представить школьникам яркий, запоминающийся визуальный ряд, иногда смешной, неожиданный, в чем-то даже провокационный - есть вероятность, что достигнутые результаты надолго сохранятся у них в памяти.