Сегодня есть много вопросов:
- Зачем платить налоги и что будет, если перестать их платить?
- Что именно финансируют из бюджета, а что мы должны оплачивать из своего кармана?
- Может ли гражданин повлиять на решения о том, куда потратить бюджетные средства?
- Россия в вопросах бюджетной политики - позади планеты всей или в начале десятки/двадцатки/сотни лучших?
Не только дети, но и некоторые взрослые не смогут сразу дать исчерпывающие ответы на эти и подобные им вопросы.
А если бы мы хорошо знали эти ответы? Если бы понимали, что стоит за словосочетанием «государственный бюджет» (если более точно - «федеральный бюджет», «региональный бюджет», «местный бюджет»), как действует этот сложный механизм? Если бы правильно оценивали собственную роль для бюджета и государства в целом? Тогда бы в стране стало больше граждан, ответственных за себя и за страну, способных адекватно воспринимать текущую финансовую ситуацию, знающих, как повлиять на принимаемые в финансовой сфере решения и защитить свои интересы как человека и гражданина. Как этого добиться? Как передать населению эти знания, доступные в основном чиновникам? В действительности первые шаги уже сделаны.
С 2013 года в стране составляют «бюджеты для граждан». «Бюджеты» во множественном числе, потому что теперь их обязаны составлять все финансовые органы. В результате и федеральный бюджет, и бюджеты всех наших 80 субъектов Российской Федерации, и бюджеты десятков тысяч наших муниципальных образований теперь должны представлять для населения в формате - «бюджета для граждан».
Что же такое «бюджет для граждан»? Это тот же бюджет, только изложенный простым понятным языком, с картинками, графиками, диаграммами, так, чтобы за набором бессмысленных, казалось бы, цифр можно было разглядеть смысл происходящего.
Разве гражданам интересно смотреть на «бюджет в картинках»? Да, интересно, и это подтвердил проведенный опрос населения о том, какая информация о федеральном бюджете представляет для них наибольший интерес. Почти половину опрошенных интересовало:
- какие расходы считают сейчас приоритетными и почему;
- кто и как определяет объем денег и приоритетные направления расходов;
- сколько в нашей стране тратят на образование, здравоохранение, социальную политику, культуру и спорт.
Также популярными были вопросы о том, сколько мы платим налогов, что делают для уменьшения зависимости от нефтегазовых доходов, чем отличается бюджет на новый период от бюджета предыдущего.
Конечно, принятые государственные и муниципальные бюджеты у нас в стране и без того были публичны - их печатали в газетах, размещали в сети Интернет. Но очень маловероятно, что на сотнях страниц строгого текста и среди колонок цифр, разбитых по кодам бюджетной классификации, обычному человеку, не имеющему отношения к финансам, было бы возможно что-то отыскать, а тем более найти ответы на перечисленные популярные вопросы. Теперь население может изучать «бюджеты для граждан»: хоть в целом для всей страны, хоть для своего муниципалитета. Благодаря предпринятым усилиям Россия теперь входит в первую десятку стран по рейтингу открытости бюджета.
Что касается школьников, то у них появляются дополнительные возможности ознакомиться с системой государственных и муниципальных финансов (попросту говоря, разобраться, что такое бюджет, как он устроен, для чего предназначен и какую из этого можно извлечь практическую пользу) в рамках курса по бюджетной грамотности. По сути, это станет развитием темы финансовой грамотности населения.

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Москвы «Московский институт открытого образования» объявляет конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников по кафедре:
    психологии образования:
- старший преподаватель - 2 ставки.
Прием документов на конкурс (заявление, копии дипломов, копия трудовой книжки или справка о стаже научно-педагогической работы, список опубликованных учебных изданий и научных трудов) осуществляется по адресу: г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 36, каб. 208, управление кадров, тел. 8(499) 977-74-96.

С Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников, квалификационными характеристиками должностей, местом и датой проведения конкурса можно ознакомиться на сайте организации www.mioo.ru в разделе «Ученый совет».

Для московских старшеклассников соответствующая программа по бюджетной грамотности уже разработана и прошла апробацию в декабре 2015 года, ее провели специалисты в сфере государственных финансов. Материалы этой программы предлагают включать в курс «Обществознание» для учащихся 9-11-х классов. Курс рассчитан на 36 часов, на работу в классе можно отводить от 2 до 12 часов. Цель обучения по программе - формирование у старшеклассников общего представления о бюджетной системе и бюджетном устройстве, а также создание условий для формирования активной гражданской позиции, желания и понимания возможностей участия в жизни города.

Обучение не будет проходить в формате скучных лекций для учеников, занятых своими собственными интересными делами. Напротив, важно вовлечь школьников в процесс: нужно, чтобы они структурировали и систематизировали свои знания об окружающем мире, связывали услышанное со своим собственным жизненным опытом, оценивали и переоценивали его. Поэтому упор сделан на активные форматы работы: диалоги с аудиторией, поиск и оценку информации по теме, решение задач, игровые формы взаимодействия (например, выбор того, что именно финансировать, если средств на все не хватает; составление и «защита» бюджета; взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления).
Готовы ли к проведению таких уроков учителя, ведь среди них нет специалистов по государственным финансам. Безусловно, специалистов по финансам, как правило, нет, но есть преподаватели обществознания, истории. Некоторые из них уже имеют опыт преподавания курсов по финансовой грамотности. В результате проблема нехватки специалистов решится благодаря подготовке таких детальных методических материалов, чтобы преподаватель и сам мог разобраться в теме, и учеников заинтересовать.
Существует и другое «но» - где взять время на обучение бюджетной грамотности и без того перегруженных старшеклассников, все мысли которых заняты успешной сдачей ЕГЭ? И нужно ли это обучение вообще?
Сначала о том, что именно нужно. Вначале мы перечислили вопросы, на которые не все знают ответы. А есть и еще другие:
- Думаете ли вы, что государство нам должно, а мы, граждане, ему ничего не должны, что налогов нужно платить меньше, а социальная поддержка и пенсии должны быть больше? (А из чего же тогда выплачивать средства для социальной поддержки? Вспомним Швецию, где один только подоходный налог может достигать 55%.)
- Думаете ли вы, что дефицит бюджета - это плохо? (В разумных пределах дефицит бюджета - это положительное явление, позволяющее привлечь средства для дальнейшего развития.)
- Кажется ли вам, что государственный долг нашей страны самый большой в мире? (Отнюдь: государственный долг США составляет 18 трлн долл. США - около 100% ВВП страны, государственный долг Германии - 2,9 трлн долл. США (80% ВВП), государственный долг Франции - 2,3 трлн долл. США (85% ВВП), государственный долг Японии - более 200% ВВП, государственный долг Российской Федерации - около 422 млрд долл. США и не достигает 20% ВВП.)
Для того чтобы твердо «стоять на земле» и понимать реалии, в которых мы существуем, стоит разобраться во всех этих вопросах, и чем раньше, тем лучше.
Как сложится судьба сегодняшних школьников, какую профессию они выберут и где будут обучаться в дальнейшем, пока неизвестно. Как неизвестно и то, встретится ли им в жизни кто-то, кто сможет объяснить, как же на самом деле обстоят дела в финансовой сфере нашего государства. Наверное, разумнее потратить на это несколько уроков сейчас, чем бороться с печальными последствиями.

Информация к сведению

В декабре 2015 года ТемоЦентр провел вебинар для педагогов по теме «Бюджетная грамотность». Прослушать запись вебинара и ознакомиться с презентационными материалами можно по ссылке http://connect.educom.ru/p6av062cuqw/. По запросу (составленному в свободной форме с указанием ФИО запросившего, его должности и номера учебного учреждения на имя ответственных лиц) педагогам московских школ предоставят материалы курса «Бюджетная грамотность» для преподавания (программа курса, лекционные материалы, тесты, презентационный материал, сценарий деловой игры, три видеоурока).

Контакты:
    Ольга Милова, начальник отдела реализации и координации государственных программ - MilovaOA@Edu.mos.ru
    Андрей Андрианов, эксперт отдела реализации и координации государственных программ - AndrianovAN@edu.mos.ru