конце декабря торжественный прием, - рассказывает Антонина Ивановна. - Пригласили ветеранов, участников событий, происходивших в трудные девяностые годы, чтобы сказать им спасибо за то, что благодаря их активным действиям профсоюз был сохранен, защищены интересы работников нашей отрасли. Те годы были временем организации стачкомов, митингов и пикетов, связанных в основном с невыплатой зарплат и детских пособий. Нужно было решать весьма болезненные вопросы. Иногда этот процесс носил стихийный характер, и мы делали все, чтобы он проходил цивилизованно, в рамках закона. Помнится, в Малодербетовском и Приютненском районах народ, требуя зарплаты, сам в нарушение закона угрожал перекрыть федеральные трассы. И мы вместе с райкомами профсоюза, районными администрациями шли к лидерам, уговаривая их действовать в рамках Конституции. В частности, в той сложной ситуации грамотно действовала председатель Приютненского райкома профсоюза Алла Алексеевна Аринова, которой мы торжественно вручили Почетный знак Общероссийского Профсоюза образования. В лихие 90‑е годы мы провели ряд объединительных мероприятий, убедили забастовочные комитеты действовать сообща. В Целинном районе тогда же был создан альтернативный профсоюз, который вышел из нашей организации. Спустя некоторое время люди вернулись обратно, осознав, что в одиночку проблемы решать невозможно. Но распаду профсоюзных первичек способствовала и власть. Когда ей не удавалось дискредитировать лидеров, она шла на то, чтобы ликвидировать профсоюз. Директоров школ заставляли разгонять первички. Огромная благодарность тем, кто выдержал давление со стороны, - Тамаре Чан-Юновне Сим, Нине Ивановне Малиевой, Климу Эрдниевичу Насунову, Виктору Сергеевичу Сангаджиеву, прежнему ректору, ныне президенту Калмыцкого госуниверситета Герману Манджиевичу Борликову, поддерживавшему первичные организации студентов и преподавателей вуза, которые были в авангарде борьбы с несправедливостью.
Хотелось бы отметить и наших коллег, выдержавших давление со стороны власти в те годы. Наш профсоюз был и остается силен такими людьми, как Ирина Дмитриевна Кавкишева, Татьяна Ильинична Касьянова, Галина Наминовна Гаряева, Людмила Алексеевна Михайлова, Нина Бамбаевна Громова, и многими другими замечательными педагогами.
- Вы много сделали для того, чтобы органы госвласти стали относиться к общественной организации с должным уважением.
- Помнится, в девяностые годы в одной из элистинских школ 15 учителей не подчинились указанию директора и не вышли из профсоюза. И не только потому, что не могли без него обойтись. Они не позволили кому бы то ни было ущемлять чувство их собственного достоинства, своей позиции. Если будет надо, мы и сами покинем профсоюз, но заставлять нас это делать сейчас не стоит, говорили они.
Именно тогда власти республики стали приходить к выводу, что острые социальные вопросы надо решать путем переговоров с организацией, представляющей интересы огромного количества людей. Считаю, что заслуга профсоюзных организаций того времени как раз и состоит в том, что начался процесс организации социального партнерства. Например, встречи профсоюза с представителями правительства республики тогда часто проходили на базе элистинской средней школы №4. Мы благодарны прежнему председателю профкома этого образовательного учреждения Александру Борисовичу Шарапову, также награжденному Почетным знаком Общероссийского Профсоюза образования.
Как подчеркнула Галина Ивановна Меркулова, особенность создания нашего профсоюза состояла в том, что его образование совпало с годом рождения суверенного российского государства. Остро стоял вопрос: либо в России с нуля будет создаваться совершенно новый, отличный от советского, профсоюз, либо мы сохраним профсоюзное членство и будем работать с ним. И мы пошли по второму пути, поставив перед членами профсоюза новые цели с учетом вызовов времени, сохранив общественную организацию, защищая свои интересы. В стране в целом и в нашей республике с этой задачей справились.
- Профсоюз нуждался прежде всего в укреплении рядов, решении организационных вопросов?
- Да, но заниматься его укреплением было крайне сложно, так как многие выходили из организации, случались и факты нецелевого использования профсоюзных средств. Например, в одном из районов профсоюзные взносы направили на оплату услуг по электроснабжению школ. Все надо было приводить в систему, обеспечивая взаимодействие по вертикали, восстанавливая первички, районные организации, реском. Качественные изменения относятся к началу двухтысячных, мы сумели сделать многое, в том числе укрепили финансовую дисциплину. Именно тогда мы заложили фундамент для создания кредитно-потребительского кооператива для помощи остронуждающимся членам профсоюза.
К началу двухтысячных сформировалась система социального партнерства, стали принимать соглашения между правительством, районами, первичными организациями. Социальное партнерство - важнейший правовой механизм, определяющий взаимоотношения профсоюза и наших партнеров в решении сложных проблем трудящихся. Сегодня в Калмыкии ни один документ, касающийся защиты прав работников, не утверждают без его обсуждения с участием профсоюза. На уровне правительства республики работает трехсторонняя комиссия, с Министерством образования и науки Калмыкии реском заключает соглашения и договоры, во время заседаний комиссий регионального парламента мы отстаиваем интересы работников отрасли. Таким образом, мы помогаем системе образования и людям, занятым в ней. Наша организация остается активным, влиятельным и неравнодушным участником всех изменений, происходящих в отрасли и профсоюзном движении.
- Какие задачи сегодня вы считаете главными?
- В связи со сложной экономической ситуацией в стране на первый план выходят проблемы, связанные с заработной платой. На заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при правительстве Калмыкии в прошлом месяце, 25 декабря, рассматривались эти злободневные вопросы. Регион выполняет майские указы Президента России, в том числе о доведении средней учительской зарплаты до средней по республике. В то же время, я считаю, необходимо тщательно проверять соответствующую статистику. Кроме того, очевидно, что повышение уровня зарплат педагогов произошло в основном за счет увеличения нагрузки: учителя зачастую трудятся на полторы-две ставки и, конечно, мало отдыхают, устают, что может привести к эмоциональному выгоранию. Осенью в отрасли прошла оптимизация, и на заседании трехсторонней комиссии я в очередной раз напомнила о том, что в соответствии с законодательством финансовые органы, органы управления образованием вправе определять сокращение общего объема финансирования, которое может привести к высвобождению работников, но решать, какие именно должности попадут под оптимизацию, - дело самой образовательной организации. Сокращение в штате учреждения должностей по инициативе органов управления образованием нарушает нормы законодательства, и хотелось бы, чтобы руководители помнили об этом.
Вторая задача, которую мы сегодня выполняем, - сохранение льгот работников отрасли, завоеванных профсоюзом годами упорного труда. Разработанный Минтрудом России законопроект требовал оказания исключительно адресной помощи остронуждающимся, в том числе в части предоставления льгот по оплате коммунальных услуг, в эту категорию предлагалось внести и сельских педагогов. Профсоюзам удалось доказать, что данные льготы нужны всем сельским учителям, и цель документа, согласно которому они пользуются этими льготами, - сохранение кадров на селе, с которыми сейчас очень трудно. Благодаря активным действиям профсоюза на федеральном уровне удалось отстоять эту позицию, и Калмыкия является одним из немногих регионов России, где льготы сельским учителям по оплате коммунальных услуг предоставляют в необходимом объеме. Здесь велика роль правовых инспекторов райкомов профсоюза, стоящих на защите прав педагогов.
По-прежнему актуально и укрепление финансовой дисциплины. Благодаря целенаправленной работе в этом направлении действует кредитно-потребительский кооператив «Дем», о котором я упоминала. Около 17 миллионов рублей в его активе реально помогают работникам образования. Много внимания мы уделяем работе с молодежью. Глава Калмыкии, правительство республики приняли в эти годы беспрецедентные меры по поддержке молодых педагогов, но, к сожалению, из-за нынешней экономической ситуации в стране говорить о достойной зарплате молодых не приходится. И надо приложить огромные усилия для того, чтобы молодежь осталась в наших школах, детсадах, учреждениях дополнительного образования.
Со своей стороны мы оказываем большую методическую помощь начинающим педагогам, проводятся республиканские форумы молодых учителей, конкурсы молодых профлидеров. Создан республиканский молодежный совет, в каждом районном комитете сегодня организуют подобные объединения. В настоящее время готовимся к межрегиональному семинару молодых учителей. В мае к нам приедут 20 молодых педагогов из Астраханской области, соберется и наша молодежь. Во время этого мероприятия они пообщаются, поделятся опытом, будут созданы стажировочные площадки.
Когда я говорю о партнерстве профсоюза с различными структурами, с которыми мы организуем мероприятия для педагогов, то подразумеваю деятельность во имя роста нашей организации, и учителей прежде всего. Это направление деятельности успешно развивается, мы и дальше продолжим эту работу для привлечения большего внимания к проблемам членов профсоюза, всех работников отрасли.