​Информация к сведению
С 1 января 2015 года правоотношения в сфере обязательного пенсионного страхования регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400‑ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон о страховых пенсиях) и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №424‑ФЗ «О накопительной пенсии», в соответствии с которыми в систему обязательного пенсионного страхования РФ вводятся два вида пенсии: страховая и накопительная. Таким образом, привычного понятия «трудовая пенсия» с ее составными частями, страховой и накопительной, больше не существует.
Упразднено также понятие «фиксированный базовый размер», вместо него введено понятие «фиксированная выплата к страховой пенсии», которая с 1 января 2015 года является самостоятельным видом выплаты и индексируется в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона о страховых пенсиях.
Вместо понятий «страховая часть трудовой пенсии по старости», «трудовая пенсия» используется понятие «страховая пенсия». Термин «индексация трудовой пенсии» заменен на понятие «корректировка страховой пенсии», порядок которой регулируется частью 10 статьи 18 Федерального закона о страховых пенсиях. Таким образом, фиксированная выплата к страховой пенсии индексируется, а страховые пенсии - корректируются.

Факт осуществления трудовой деятельности будет устанавливаться на основании сведений индивидуального персонифицированного учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода (квартала). В 2015 году это 30 сентября 2015 года. Таким образом, для проведения индексации пенсии с 1 февраля 2016 года факт осуществления трудовой деятельности будет определяться по сведениям, представленным работодателем за 9 месяцев 2015 года.

Информация к сведению
Действие указанных изменений распространяется на всех застрахованных лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Это могут быть граждане, работающие по трудовому договору, самозанятые граждане (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и др.), выполняющие услуги по договорам гражданско-правового характера (договор возмездного оказания услуг, договор подряда и др.).

В случае прекращения трудовой деятельности позже, в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, пенсионер вправе не позднее 31 мая 2016 года представить в территориальное отделение Пенсионного фонда России заявление и документы, подтверждающие данный факт.
После 31 мая 2016 года факт осуществления трудовой деятельности будет определяться ПФР автоматически в соответствии с упрощенными отчетами, которые вводятся для работодателей со 2‑го квартала 2016 года. Таким образом, подавать в пенсионный фонд заявление нужно только тем пенсионерам, которые прекратили или прекратят трудовую деятельность в 4‑м квартале 2015 года или 1‑м квартале 2016 года.
После обработки отчетности, из которой будет следовать, что пенсионер прекратил работать, пенсию станут начислять с первого числа месяца, следующего за тем, в котором принято заявление.
Следует учитывать, что суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом ее повышения) будут выплачиваться прекратившим работу пенсионерам в размере, исчисленном с учетом индексации фиксированной выплаты и корректировки страховой пенсии, имевших место в период осуществления ими трудовой деятельности (пункт 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400‑ФЗ). Таким образом, пенсионеры не получат лишь денежные средства при проведении индексации и (или) корректировки во время осуществления ими трудовой деятельности.
На данный факт нужно обратить особое внимание, поскольку в конце 2015 года были зафиксированы случаи, когда работники по собственной инициативе прекращали трудовые отношения, полагая, что при продолжении ими трудовой деятельности размер страховой пенсии после прекращения работы будет ниже.
Необходимо также отметить, что после проведения индексации и (или) корректировки пенсионер снова может трудоустроиться, при этом в соответствии с пунктом 8 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400‑ФЗ размер его пенсии уменьшен не будет. Таким образом, ежегодное возобновление пенсионерами трудовой деятельности после проведения очередной индексации и корректировки может способствовать сохранению размеров страховой пенсии.
Что касается неработающих пенсионеров, то законодательство предусматривает индексацию страховой пенсии (фиксированной выплаты) с 1 февраля 2016 года лишь на 4%. Официальный же уровень инфляции, по данным Росстата, на начало 2016 года составляет 12,9%, что превышает размеры индексации почти в 3 раза.
Таким образом, с 1 февраля 2016 года на 4 процента будет проиндексирована стоимость одного пенсионного балла и размер фиксированной выплаты. В соответствии со статьями 5 и 6 Федерального закона от 29.12.2015 г. №385‑ФЗ по итогам индексации стоимость одного балла составит 74 рубля 27 копеек (в 2015 году - 71 руб. 41 коп.), а размер фиксированной выплаты - 4558 рублей 93 копейки (в 2015 году - 4383 руб. 59 коп.).
Средний размер страховой пенсии в 2016 году увеличится на 490 рублей и составит 12 тыс. 603 рубля.
Если же говорить о корректировке пенсии неработающим пенсионерам, Федеральным законом от 29.12.2015 г. №385‑ФЗ устанавливается, что она будет проведена по итогам первого полугодия 2016 года с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере.
Приостановка действия гарантийной нормы об индексации пенсий не ниже уровня инфляции, закрепленной в статье 25 Федерального закона о страховых пенсиях, предусмотрена до 1 января 2017 года и связана с нестабильностью в российской экономике. Поэтому увеличение коэффициента индексации пенсий в дальнейшем будет полностью зависеть от возможностей федерального бюджета по результатам его исполнения.

Информация к сведению
15 декабря 2015 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год». По данным, представленным на сайте Пенсионного фонда РФ, по доходам бюджет ПФР на 2016 год сформирован в сумме 7528,8 млрд рублей (в том числе по распределительной составляющей бюджета - 7421,6 млрд рублей).
Расходы Пенсионного фонда России на выплату пенсий и пособий в 2016 году запланированы на уровне 6539,1 млрд рублей, в том числе на выплату страховой пенсии - 5972,9 млрд рублей. Планируемый объем поступлений страховых взносов в бюджет фонда - 4060,35 млрд рублей. Прогнозируется, что в течение 2016 года численность пенсионеров, получающих пенсию по линии ПФР, увеличится по сравнению с 2015 годом более чем на 546 тыс. и достигнет 43,2 млн человек. Основным видом пенсий в России в 2016 году будет страховая пенсия. Численность ее получателей на начало года составила более 39 млн человек.
Таким образом, как и в прошлом году, бюджет ПФР на 2016 год принят с большим фактическим дефицитом, который будет компенсироваться посредством межбюджетных трансфертов, то есть за счет средств федерального бюджета.
В октябре 2015 года Общероссийский Профсоюз образования в рамках Ассоциации профсоюзов непроизводственной сферы РФ принимал активное участие в обсуждении проекта федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. В обращениях ассоциации подчеркивалось, что представленный проект не может быть поддержан, поскольку он нарушает права работающих пенсионеров и будет восприниматься ими как мера наказания за продолжение трудовой деятельности, особенно в отраслях экономики, вынужденных в массовом порядке использовать труд пенсионеров из-за дефицита кадров на низкооплачиваемых должностях (здравоохранение, образование, социальное обслуживание). При этом игнорируется факт уплаты работодателями страховых взносов в ПФР за работающих пенсионеров. Кроме того, в обращениях высказывалось мнение, что отсутствие ограничения срока применения нормы, исключающей проведение индексации для работающих пенсионеров, не может быть оправдано сложным экономическим положением, влияющим на формирование федерального бюджета.
Как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного суда РФ, закрепление механизма исчисления пенсий и определение порядка индексации как одного из способов повышения их размеров являются компетенцией законодателя, который вправе изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития, при этом, однако, соблюдая конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
Федеральный закон от 29.12.2015 г. №385‑ФЗ предусматривает ряд положений, которые содержат дискриминационный подход к индексации страховых пенсий для работающих пенсионеров, поэтому нельзя исключить, что в ближайшее время могут последовать обращения граждан в суд за восстановлением нарушенных пенсионных прав.

Жанна ДОРОХИНА, заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского Профсоюза образования, кандидат юридических наук;
Александр УСАТОВ, правовой инспектор труда Кировской областной организации профсоюза, член Совета по правовой работе при ЦС профсоюза