В 2014-2015 годах в Музее-центре «Преодоление» имени Николая Островского был реализован проект «Урок в музее», призванный содействовать единению музея и школы. Музей-центр разработал урок по истории для 9-го класса «Экспедиция в 30-е годы» (общественно-политическая и духовная жизнь СССР в 20-30-е годы ХХ века). Определить свою тему было непросто, как и ее актуальность в современном культурном пространстве. Наконец, после общения с учителями и сотрудниками Московского центра музейного развития пришло довольно радикальное решение: тему «Общественно-политическая и духовная жизнь СССР в 20-30-е годы ХХ века» раскрыть в подлинном интерьере писательской квартиры 30-х годов с максимальным привлечением подлинных экспонатов, с которыми дети могли бы работать самостоятельно.
...О мемориальных музеях написано немало. До сих пор идут споры, что делать с мемориальной средой - не пускать за красную ленточку, закрыть и уберечь от навязчивого потока посетителей, которые вечно все портят и топчут мемориальные ковры (ирония), или открыть эту дверь и вернуться к первоначальному назначению мемориала.
Как правило, экспозицию, посвященную конкретному лицу, подразделяют на историко-биографическую часть и мемориально-бытовую, которая всегда решает задачу своеобразного эмоционального центра. Справедливо предполагают, что, попадая в окружение подлинных предметов, посетитель может соприкоснуться с личностью гения, почувствует себя его современником. Ради этого и работают музейные сотрудники, скрупулезно воссоздавая мемориальную обстановку.
Так как воссоздание мемориальной обстановки в большинстве случае процесс сложный, следует заметить, что в мемориальные экспозиции активно внедряли и типологические предметы. И вот тогда мемориалы в какой-то мере становились музеями быта определенной эпохи. В современном музееведении используется понятие «двойное отражение» как отражение в мемориальной экспозиции и личной судьбы героя, и современной ему исторической действительности. Это «двойное отражение» присутствует и в нашем музее (в мемориальных комнатах Н.А.Островского на Тверской,14).
Наши мемориальные комнаты не только квартира писателя Н.А.Островского, но и типовая квартира творческой интеллигенции и номенклатуры 1930-х годов XX века в СССР (однако по предметам и стилистике, пожалуй, это типовая квартира того времени в целом). Последние годы мемориальные комнаты закрыты для свободного приема посетителей, что обусловлено проблемами сохранности. Но так было не всегда. В 50-60-е годы музей Островского был своего рода клубом для молодежи. При постоянном потоке посетителей в мемориал пускали, принимали детей в пионеры и комсомол. С конца 80-х доступ в мемориальные комнаты был прекращен, рассказ экскурсовода проходил за красной чертой. Но стало заметно, как из комнат постепенно уходит жизнь, повествование нередко включает общие места, порой совершенно не использованы уникальные предметы мемориального пространства, за каждым из которых целая история.
Неудивительно, что постепенно назрел вопрос: как использовать и раскрыть коммуникативные возможности мемориала в полной мере? Такая возможность появилась в процессе участия в проекте «Урок в музее», в ходе подготовки и осмысления собственно урока.
Урок под названием «Экспедиция в 30-е годы» (общественно-политическая и духовная жизнь СССР в 20-30-е годы ХХ века) был создан с использованием конструктора, рекомендуемого на обучающих семинарах Центра музейного развития и материалов учебника истории для 9-го класса («История России XX - начала XXI века», Просвещение, 2013). Его проводили в мемориальных комнатах с максимальным привлечением подлинных экспонатов.
Для нас важна подача музейных предметов в их сочетании, которое выражает не просто повседневный быт их владельца, но превращается в некий символ, выражающий его культурную и социальную сущность, его мировоззрение и, пожалуй, мировоззрение определенной части общества на определенном этапе развития.
Мы решили, что участники урока - дети и учителя - должны угадать за мебелью, драпировками, агитационным фарфором сложные духовные процессы 1930-х гг. Особенно важны архитектура интерьера в сочетании с отдельными вещами-символами (интерьер 30-х годов сам по себе символичен), передача ценностно-смыслового значения музейного предмета, прием скрытой экспозиции, когда в мемориал вводят дополнительную информацию. Для раскрытия сюжета (как повод для разговора) о создании творческих союзов в 30-е годы, в частности Союза писателей СССР, в столовую была помещена картина Викторова «Обсуждение романа Н.А.Островского «Рожденные бурей» в 1936 году». Интерьер, изображенный на картине, но населенный людьми, точно воспроизводит современный облик столовой (в которой и проходило обсуждение).
Процесс сохранения мемориальных комнат и воссоздания некоторых деталей мемориальной обстановки продолжался не один год. Столь сложная его история, многоэтапное формирование, наличие типологии дает нам сегодня информацию к размышлению о том, какие предметы можно задействовать в музейной работе более активно, впрочем, как и само пространство.
Итак, основной задачей урока было погружение детей в эпоху 30-х годов через музейные экспонаты (предметы быта, книги, мемориал), а также создание исторического контекста, необходимого для понимания основной темы урока. После окончания урока детям предложили анкеты, причем в вопросах уже заложен выход на основные сюжеты духовной жизни 20-30-х годов в СССР. Они должны были сформулировать свое мнение по вопросу «Какой была эпоха 1930-х годов?» и привести все «за» и «против». Оговорюсь, что урок начинался с краткой преамбулы в холле музея. Затем в прихожей мемориала дети получили планшеты с анкетами и отправились в самостоятельное путешествие по кабинету и столовой (основной вопрос уже поставлен перед ними). Школьников мы делим на 2 группы.
В достаточно обширной теме урока мы выбрали главные, на наш взгляд, процессы, явления и понятия, характерные для этого периода. Какие же это сюжеты и темы?

Интерьер 30-х годов
1930-е годы в СССР относили к тем историческим эпохам, когда даже повседневная жизнь оказывалась предельно политизированной. В самых обычных предметах обихода можно обнаружить отражение сложных общественно-политических процессов. Так, в интерьере присутствуют агитационный фарфор с пионерской и армейской символикой, портреты вождей - Сталина и Ленина. Но интереснее экспонаты со скрытым смыслом, которые требуют рассказа и пояснений. Бюст Анри Барбюса не просто подарок Н.А.Островскому от его лечащего врача Павловского, а яркое свидетельство эпохи. Нашему герою подарен бюст французского писателя, журналиста и общественного деятеля, резко критиковавшего капиталистическую эксплуатацию и буржуазную цивилизацию, одновременно активно пропагандирующего процессы строительства социализма в СССР и лично деятельность Сталина. Именно Анри Барбюс был автором афоризма «Сталин - это Ленин сегодня», он посещал СССР в 1927, 1932, 1934 и 1935 годах, заболел пневмонией во время написания второй биографии Сталина, умер в Москве 30 августа 1935 года. На его могиле установлен камень из родонита, третий по величине в мире, на котором выгравированы слова Сталина о Барбюсе.
В процессе проведения урока последовательно затрагивают тему репрессий, в том числе особое внимание обращается на запрещение в СССР сразу после издания книги Барбюса «Сталин» (издана посмертно в 1935 году), поскольку многие упоминаемые там лица были репрессированы.

Основные идеи эпохи. «Календарь коммуниста на 1924 год» - книга из библиотеки Н.А.Островского
Детям предлагают ознакомиться с этим уникальным экспонатом, поработать с ним, разграничить события «нового» и «старого» времени (праздники). Разделы календаря говорят сами за себя: пролетарские годовщины и праздники; антирелигиозный отдел; международные пролетарские объединения; Ленин и ленинизм; краткий очерк истории РКП; народное хозяйство; физическая культура; Красная Армия. По календарю детям предлагают несколько вопросов, рассчитанных на работу с ним как с историческим источником. Знакомство с настоящим музейным экспонатом, ярко выражающим эпоху 20-х благодаря особой, характерной для того времени стилистике и информации, содержащейся в нем, дает яркое представление об эпохе.

Сталинский ампир
Мы видели, как выражают определенные идеи в малом пространстве квартиры. Выглянув в окно, можно оценить, как эти идеи охватывали и подчиняли себе гигантские пространства города и страны. Следует особо отметить, что стиль ампир появляется в исторические эпохи, когда особое значение придается мощи государства. Из окна мемориальной столовой видно жилое здание в таком стиле, выстроенное на месте церкви Дмитрия Солунского. Один из вопросов направляет детей к старой фотографии, где напротив нашего дома стоит церковь Дмитрия Солунского. Вопрос: «Какие действия предпринимались в 30-е гг. для реализации задач по утверждению антирелигиозной идеологии? Соотнеси вид из окна гостиной с фотографией 30-х гг. - эти два вида контрастируют между собой». Вывод должен быть очень прост - разрушение храмов.

Создание творческих союзов - одно из важнейших событий политики государства в сфере культуры
Тема освещена в учебнике следующим образом: «Идеологический контроль над деятельностью интеллигенции наряду с партийными органами осуществляли творческие союзы. В 1932 году ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Было решено «объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти», в единый Союз советских писателей и создать такие же союзы в других видах искусства. В августе 1934 года прошел 1 Всесоюзный съезд советских писателей. Он избрал правление союза во главе с М.Горьким».
Но у нас школьники могут получить образное представление на примере конкретного сюжета - заседания президиума правления Союза советских писателей на квартире Н.А.Островского, посвященного обсуждению романа «Рожденные бурей». В мемориал помещена картина С.П.Викторова «Обсуждение романа Н.А.Островского «Рожденные бурей» 15 ноября 1936 г. на выездном заседании правления Союза советских писателей». На ней та самая столовая, в которой дети находятся в момент урока (интерьер идентичен), известные советские писатели и критики в момент речи Н.Островского. Школьники отвечают на вопрос: «Найди картину, отразившую событие, которое произошло 15 ноября 1936 года в квартире писателя. Какая организация играла ведущую роль в обсуждении и утверждении литературных произведений в советское время?» Именно через ответ на этот вопрос они выходят на картину самостоятельно, знакомятся с сюжетом и полную информацию получают в заключительном диалоге.

«Штаб пролетарской литературы»
Для понимания эпохи то, что происходило в квартире писателя, прекрасный пример. Н.А.Островский работал в напряженном темпе. Утром входила к нему сестра с утренней почтой и газетами, книгами, стопками писем. День начинался. Приходили делегации, происходили встречи. С утра до поздней ночи работал секретариат, тут стучали машинки («трещали как пулеметы»), редактировали книгу, слушали по радио сводки, писали под диктовку Островского ответы на многочисленные письма читателей, писатель слушал читку свежих газет и журналов - для него выписывали 14 ежедневных газет и 35 журналов. Писатель очень любил обстановку такой напряженной горячей работы и называл свою квартиру штабом. Мы можем отметить, что темп работы Н.Островского, по сути, соответствовал темпу жизни страны. 1930-е - это годы первых пятилеток, тогда даже бытовало выражение «большевистские темпы».
Московская квартира писателя на Тверской, 14 стала центром притяжения художественной интеллигенции столицы в 1935-1936 гг. Самостоятельно по вопросам школьники выходят на тематический комплекс В.Мейерхольда и З.Райх. На столе в кабинете (по желанию Островского) стояла подаренная ему Зинаидой Райх статуэтка («Дама с камелиями», автор Наталья Данько). Рядом их фотографии, а также документы - копии записок В.Мейерхольда по пьесе «Одна жизнь», сценарий. Особо отметим воспроизведение документа: знаменитые слова Н.А.Островского («Самое дорогое у человека...»), написанные рукой В.Мейерхольда. Из театрального мира Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх чаще всего бывали в доме писателя. Мейерхольд приходил к Островскому с актерами своего театра, среди которых были Михаил Царев и Евгений Самойлов. Вся работа над замыслом спектакля по роману Н.Островского и его реализацией Мейерхольд вел в постоянном контакте с автором. Мейерхольд, как мы знаем, был репрессирован и расстрелян. Этот сюжет крайне необходим нам для создания образа эпохи.

Личность Н.Островского. Н.Островский - яркий представитель советской эпохи
Личность Н.Островского органично соответствовала направлению и темпам развития страны, несмотря на особые и тяжелые обстоятельства его индивидуальной судьбы.
В современных учебниках истории детям рекомендована к прочтению книга Андре Жида «Возвращение из СССР» 1936 года. В середине 1930-х годов в обстановке захватывающего Европу фашизма Андре Жид (1869-1951), самый авторитетный французский писатель периода модернизма, увлекся социалистической идеей, неоднократно выступал в поддержку СССР и посетил Советский Союз. Во время своего приезда в 1936 году писатель стоял в почетном карауле у гроба Максима Горького. Тем не менее в его книге содержится резкая критика советского режима: «В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естествен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие... Каждое утро «Правда» им сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить. И нехорошо не подчиняться общему правилу. Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты говоришь словно со всеми сразу. Не то чтобы он буквально следовал каждому указанию, но в силу обстоятельств отличаться от других он просто не может. Надо иметь в виду также, что подобное сознание начинает формироваться с самого раннего детства... Самое главное при этом - убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливым в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в виду «с заграницей»)». Кстати, именно этот отрывок помещен в учебники. Имя писателя (после официального разбора книги в «Правде») попало в СССР под запрет, его книги в СССР не издавали полвека. Чуть ли не единственная светлая глава книги посвящена Николаю Островскому: «Я не могу говорить об Островском, не испытывая чувства глубочайшего уважения. Если бы мы были не в СССР, я бы сказал: «Это святой». Религия не создала более прекрасного лица...» В ходе поиска ответов школьники находят на мемориальном столе первое издание книги с закладками и работают с содержанием.

«О чем говорила карта?»
Личное отношение советского человека 30-х годов к карте не случайно. Этот человек испытал в той или иной степени события Первой мировой войны, Гражданской войны и пограничных конфликтов 20-30-х гг. Возможно, глядя на карту, он понимал, что в горячих точках завтра может погибнуть он сам и его близкие люди.
В мемориале есть удивительный экспонат - в кабинете рядом с кроватью писателя старая карта Испании, на которой он просил флажками отмечать места боевых действий повстанцев. В Испании сражался друг Островского - писатель Матэ Залка (псевдоним генерал Лукач), наблюдал происходящее и описывал в очерках знаменитый советский журналист Михаил Кольцов. Дети находят «Испанский дневник» Кольцова самостоятельно и рассматривают. Это дает нам возможность перейти от внутреннего мира советского человека к таким сложным внешнеполитическим событиям, как война в Испании и распространение фашизма.
В учебнике истории тема присутствует: «Первая попытка реализовать тактику Коминтерна на практике была предпринята в 1936 году в Испании, когда генерал Франко возглавил фашистский мятеж против республиканского правительства. Италия и Германия оказывали испанским фашистам существенную материальную и техническую помощь. Англия и Франция провозгласили политику невмешательства, которая была на руку мятежникам. Эта позиция вызвала возмущение левых сил. В Испанию потянулись тысячи добровольцев из разных стран мира... 4 октября 1936 года СССР открыто заявил о своей поддержке Испанской Республики. В Испанию были направлены советская военная техника, 2 тыс. советников, а также значительное число добровольцев из числа военных специалистов». Но именно у нас в музее, обнаружив карту и работая с ней, дети могут прочувствовать, сколь сильно волновала эта тема советских людей.

Роман
Один из самых популярных романов, которым зачитывалась молодежь в 30-е годы, - «Как закалялась сталь». «Судьба его книги не менее головокружительна, чем его собственная судьба. Мифология «оформляется» сверху только тогда, когда она ожидается снизу. Морок поднимается от почвы. Обман есть всегда и самообман: готовность поверить, желание поверить, жизненная необходимость верить. Островский не миф, насажденный сверху (хотя и сверху насаждали). Островский - легенда, выношенная внизу. Я вернусь к тому времени, когда нет еще никакого официального признания, и Михаил Кольцов еще не открыл Островского своим очерком, и книга Островского распространялась в читательской массе не только безо всяких общегосударственных мероприятий, но и без малейших подсказок критики. Отдадим себе отчет в том, что многие люди, которым суждено стать пламенными пропагандистами повести «Как закалялась сталь», в ту пору еще и не знают ее. В 1935 году студент-филолог И.Марченко получает комсомольское поручение прочесть «Как закалялась сталь» и доложить о ней на читательской конференции. Марченко отправляется в библиотеку и записывается сто семьдесят седьмым, не имея терпения ждать, он выпрашивает книгу в местном райкоме партии и читает тут же, не унося... Впоследствии И.Марченко становится одним из первых на Украине собирателей материалов об Островском. В этом эпизоде есть что-то символичное» (Лев Аннинский). Пожалуй, никто более точно не охарактеризовал роман, его смысл и роль в 30-е годы. Нужно заметить, что именно поколение, воспитанное на примере героя романа Н.Островского, приняло на себя тяжелый удар и победило в борьбе с фашизмом.
Наша мысль проста: чтобы понять настроения и суть поколения 30-х, поколения, которое выиграло страшную битву с фашизмом, нужно читать «Как закалялась сталь». В мемориальную экспозицию мы поместили уникальный экземпляр - это книга-боец с надписью владельца. Дети смотрят книгу и отвечают на вопрос, что же хотел сказать автор надписи, что из нее следует. Дети найдут экспонат сами при ответе на вопрос: «Какой экспонат свидетельствует о том, что писатель Николай Островский, который умер в 1936 году, тем не менее внес свой вклад в Великую Победу над фашистской Германией?» Н.Островский умер за несколько лет до начала Великой Отечественной войны. Но уже при его жизни республиканская Испания боролась против фашизма. Н.Островский предупреждал об опасности фашизма, чувствовал неотвратимость борьбы нашей страны с ним. Он знал, что сам не сможет быть в рядах бойцов, единственным его оружием в приближающейся войне могут быть только его книги. За несколько месяцев до смерти, узнав о переиздании романа «Как закалялась сталь», писатель просит издательство увеличить тираж книги до миллиона экземпляров: «Миллионы - это мои солдаты... Я их полководец. Я веду их на врага. А нам предстоят громадные бои. Многие еще не понимают, что такое фашизм». Не случайно в блокадном Ленинграде, как только в 1942 году начала работать типография, одной из первых изданных ею книг была «Как закалялась сталь», почти весь тираж был отправлен на передовую. Роман стал самым читаемым на фронте.

Семейная история, семейная легенда
В анкете есть вопросы, нацеленные на воспоминания участников урока. Это позволит им соотнести опыт семьи и исторические сведения об эпохе 30-х гг.
Дети путешествуют по мемориальной экспозиции и отвечают на вопросы 30 минут. Затем за большим мемориальным столом в столовой, выполнявшей и роль гостиной в 30-е годы, проходит обсуждение ответов. Это беседа, диалог, в ходе которого все затронутые темы разворачиваются более ярко, присутствует и интерактив. При обсуждении вопроса о детских организациях детям предлагают завязать пионерские галстуки, при обсуждении вопроса об Испании дети вместе с ведущим подходят к карте и рассматривают ее. Вопросы о семье просто подталкивают к беседе и воспоминаниям, семейным легендам, которыми могут поделиться и дети, и взрослые. Тайна на картине С.П.Викторова - завуалированный портрет Сталина на стене - повод для разговора о серьезных политических изменениях 1960-х гг.
Самостоятельно изучая интерьер, дети выявляют эпоху 30-х гг. Каждая вещь, как они уже понимают, символична и таит в себе рассказ. Для них это еще и возможность погрузиться в музейный мир, понять, что такое музей, музейный предмет, что о времени можно не только узнать, его можно прочувствовать. Текст учебника в музее превращается в ходе урока в предметы, мысли, переживания людей.
При обсуждении ключевого вопроса «Какой была эпоха 1930-х годов? Все «за» и «против» мы приветствуем самые разные мнения. Вопрос сформулирован с определенной целью: в ходе обсуждения ответов в заключительной части дети сами выходят на комплекс проблем, характерных для определенного времени, исторического периода. Во время проведения урока ученики 9-го класса московской школы №91 самостоятельно сформулировали такую проблему: «Оправдывает ли мощь государства многочисленные невинные жертвы репрессий?». Им также была интересна разница между понятиями «патриотизм» и «фанатизм».
Дети должны понять, что в истории все неоднозначно, что «времена не выбирают, в них живут и умирают...». Эссе с таким названием им предлагают в качестве домашнего задания.
Именно в проекте урока в музее с креативным подходом самостоятельная деятельность детей совпала с нашим переосмыслением функций мемориального пространства. Оно было открыто для посетителя (участника урока), дополнено необходимыми смысловыми предметами. При первом прокате урока учитель истории (она оставила впоследствии хороший отзыв) сказала, показав на ленточку: «А мы были у вас раньше, но туда нас не пустили!»
Мы надеемся, что такой урок в нашем музее одна из возможностей вернуть интерес к музею молодому поколению.

Наталья СОСНОВСКАЯ, заместитель директора по научной работе ГМЦ «Преодоление» им. Н.А.Островского


Музей-центр выражает благодарность сотрудникам Московского центра музейного развития М.В.Мацкевич, Е.Б.Медведевой, Г.Р.Завалову за сотрудничество и методическое содействие в процессе подготовки урока.