Наш центр предоставляет детям и подросткам возможность раннего профессионального самоопределения, формирования инженерного мышления, углубленного изучения естественно-научных дисциплин, получения практических навыков ручного и цифрового производства. Основные образовательные направления «Технорамы»: информационные технологии, цифровое проектирование и конструирование, робототехника, 3D-визуализация и прототипирование, нанотехнологии, исследования по естественным наукам. Содержание, форма подачи материалов и оснащение нашего центра призваны мотивировать к исследовательской и творческой деятельности, в игровой, интересной форме познавать основы физики, химии, математики, электроники, географии, экологии и других наук. Для этого в «Технораме на Юго-Востоке» созданы интерактивный музей явлений науки и техники, естественно-научные лаборатории, лаборатории робототехники, основ электроники, многомерного моделирования и прототипирования, планетарий. В своей образовательной деятельности «Технорама на Юго-Востоке» внедряет концепцию открытого персонального образования как передового направления дополнительного образования, способствующего пробуждению мотивации к инновационному поведению.
В нашем центре налажено сетевое взаимодействие с образовательными организациями по всей России в рамках деятельности экспериментальной площадки Федерального института развития образования по темам «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения учащихся в системе образования» и «Проектирование центра мотивации к познанию и техническому творчеству как формы многопрофильного учреждения дополнительного образования детей». В рамках этих экспериментальных площадок происходит как обмен новыми идеями, так и живой обмен мастер-классами, также существует международное сотрудничество со школьной научной лабораторией «Мекслаб Экперименте» Вестфальского университета города Мюнстера.
Сегодня, когда организация рынка труда актуализирует необходимость разрешения молодыми людьми противоречий, имеющих социально-правовую окраску, между необходимостью поиска своего места в структуре занятости и неподготовленностью к осознанному выбору будущей профессии, именно «Техносфера дополнительного образования» становится путевкой в осознанное завтра.

Как сделать?
Мы, авторы этого текста, люди, влюбленные в дополнительное техническое образование, твердо уверены в том, что для половины девчонок и трех четвертей мальчишек именно оно может и должно открыть дорогу в профессиональную жизнь вовсе не потому, что все они станут технарями, и уж тем более не потому, что большинству наших современников свойственно, к сожалению, скорее технократическое, чем гуманитарное мышление, а потому, что личность человека постиндустриальной эпохи не может считаться полноценной, если в ней нет технического или технологического измерения. Но для этого прежде всего должно измениться восприятие этого образования теми, к кому оно обращено. Мы адресуемся непосредственно к детям и подросткам - к тому «живому будущему», которое уже пришло, но которому нужно помочь стать.
В этом, собственно, и состоит вызов, на который мы, как нам кажется, нашли верный ответ. Своей «Техносферой дополнительного образования» мы облегчаем ребятам поиск места в структуре занятости, минимизируя степень их неподготовленности к осознанному выбору будущей профессии. Образно говоря, наша «Техносфера» выполняет роль стартовой площадки для отправления человека в его собственное завтра, именно в собственное, а не в некое умозрительно-абстрактное общечеловеческое.
На чем же строится наша уверенность? На чем строится уверенность ребенка, что он попал в правильное место? Наш ответ состоит из нескольких тесно связанных частей.
Во-первых, мы строим образовательный процесс не просто в соответствии с возрастными особенностями ребят (это, разумеется, само собой), а выдвигаем на первое место их персональное целеполагание, которое только и способно пробудить мотивацию к инновационному поведению. Здесь в действие вступают принципы «обучение через игру», «обучение как открытие», «обучение как исследование», «вовлечение в процесс познания» и «лего-конструирование своего будущего».
Во-вторых, мы активно и совершенно по-взрослому используем сетевые формы реализации проектов (конструкторское бюро), выполнение заказов на исследования, разработки и опытное производство для привлечения инвестиций и внебюджетных средств.
В-третьих, мотивирующую среду интеллектуального развития и творчества детей и молодежи мы формируем на основе принципов STEМ-центров, FabLab, TechShop и междисциплинарного конвергентного образования.
Наконец, содержание, форма подачи материалов и оснащение призваны мотивировать к исследовательской и творческой деятельности: дети познают основы физики, химии, математики, электроники, географии, экологии и других наук в игровой, интересной для них форме. Мы проводим массовые уникальные мероприятия - интерактивные программы «Техно-Масленица», «Научные каникулы», «Курчатовские дни», «Техно-Выпускной», «Наноелка». Иными словами, нашим юным коллегам мы обеспечиваем возможность реализовывать собственные проекты не только в рамках личных увлечений, но и для развития собственных профессиональных навыков.

Кадры решают все!
Педагоги, работающие в центре, острее, чем кто бы то ни было, осознают, что быть интересным для других - это огромный талант и душевный труд, особенно когда эти другие - новые поколения, которые имеют свое лицо и свои ценности. Для того чтобы быть интересными для них, важнее не вставать на цыпочки, дотягиваясь до них, а расти, развиваться вместе с ними, помогая им советом и делом, каждый раз возрождаться с новыми поколениями. Серьезно повысить конкурентность и качество реализуемых в нашем учреждении образовательных программ позволило обучение педагогов международным образовательным программам «Softline Education».
Мы считаем, что необходимо тратить не менее 5% бюджета организации в год на повышение квалификации, причем не на традиционное в понимании этого слова повышение квалификации ради «корочки», а на уровень международного стандарта специалиста с прохождением независимой международной аттестации. Как нам кажется, традиционные методы мотивации молодежи уже очень слабо работают, на смену им пришли новые способы, к которым доверие у молодежи практически безгранично. Ежемесячно каждый из педагогов оставляет свой комментарий и фотографию об интересном событии, происходящем на занятиях.
«Самое сильное впечатление за последние занятия - слезы на глазах у ребенка, у которого не поплыл по воде пластилиновый корабль. Конечно, через минуту мы вернули улыбку на лицо, а через 2 уже хвастали соседу, что наш корабль везет 10 гирек, но эмоции остались. Давно не работал с 1-м классом, забыл, что проигрыш в «пятнашках» может закончиться слезами...»
Оснащение
Образовательные программы и материально-техническое обеспечение нашего центра позволяют практически использовать системно-деятельностный подход Л.С.Выготского для формирования подрастающего поколения как основы нового среднего класса с множественным интеллектом, мотивированного на приобретение и развитие компетентности к изменению компетенций, научно-техническое творчество и рукомесло.
В нашей образовательной организации с 2013 года запущен пилотный проект «Курчатовский центр непрерывного естественно-научного образования». Конвергентное обучение в учреждении направлено на формирование междисциплинарной образовательной среды. Главный результат при этом не только освоение базовых теоретических понятий (время, вещество, объем, сумма), но и способность обучающихся применять их в решении практических задач и получении новых знаний.
Педагоги, реализующие проект, при равных или неравных творческих потенциальных данных ребенка решают такие задачи, как:
- формирование у обучающихся мотивации к получению естественно-научного образования;
- создание основы восприятия окружающего мира как целого на базе междисциплинарных образовательных программ;
- развитие проектно-исследовательских навыков учащихся, предоставление возможности участия в конференциях, фестивалях, конкурсах с возможностью демонстрации выполненных учебно-исследовательских проектов;
- ориентация обучающихся выпускных классов на поступление в лучшие университеты, ведущие междисциплинарную подготовку кадров.
В рамках проекта учебные кабинеты центра были оснащены наиболее современным учебным и лабораторным оборудованием, предназначенным для проведения занятий, экспериментальных практикумов и полевых работ по 4 предметам - физике, химии, географии и биологии, была поставлена компьютерная техника, необходимое ПО, расходные материалы для лабораторного оборудования, мебель.
Проект «Курчатовский центр непрерывного естественно-научного образования» уникален, так как это конкретизированный прогноз в той или иной сфере деятельности. Междисциплинарные исследования, проводимые обучающимися ЦРТиЮ «Технорама на Юго-Востоке» в области химии, физики и биологии, обеспечили гарантированный успех. Победы в выставках, фестивалях, конкурсах, получение наград, дипломов, премий - большой праздник, оценка труда педагога и автора работы.

Образовательный маркетинг, или Как преподнести себя
Умение внятно и ясно преподнести результаты педагогического труда - это задача, которую надо решать каждый день. «Техносфера дополнительного образования» та ниша, в которой в наших непростых социально-экономических условиях может «укрыться» ребенок от навязчивого образа, созданного его родителями, учителями, попробовать себя вновь и вновь, познать себя другого и в других предлагаемых обстоятельствах, найти, обрести себя. Не случайно часто именно педагогам удается показать, открыть и родителям, и учителям интересного и талантливого ребенка, которого они раньше не замечали, а для общества открыть инициативного, полезного работника.
Мы убеждены: для того чтобы выжить, быть конкурентоспособной, современной образовательной организацией, важно доказывать свою необходимость и возможность работать на определенный результат. Для этого в учреждении должна быть создана техносфера образовательной организации, включающая актуальное учебно-методическое оснащение, научно-методическое обеспечение, системную и комплексную работу с педагогическими кадрами, умение строить необходимые механизмы обеспечения образовательного процесса на основе идеологии и особенностей образовательной организации.
Нам близка метафора, принадлежащая академику РАО, заведующему кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова Александру Асмолову: «Представьте круги дошкольного и школьного детства, вузовского возраста... и дополнительное образование, как стержень, насквозь пронизывает и связывает их, превращая эти уровни в единую мотивационную личностно образующую систему. Это надо понимать!» И еще одно высказывание: «Если бы в свое время к нам в школу не пришли педагоги из Дворца творчества и не позвали на увлекательные занятия «Астрономия», кто знает, кем бы я сейчас был». Кто это сказал? Доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник отдела нестационарных звезд и звездной спектроскопии Института астрономии РАН, главный редактор Общего каталога переменных звезд, сопредседатель Международной общественной организации «Астрономическое общество» Н.Н.Самусь.
Вот что такое образовательная техносфера.

А.БАРЫШЕВ, директор ЦРТДиЮ «Технорама на Юго-Востоке»;
М.ЮДИНА ,заместитель директора;
Т.АСМОЛОВ, заместитель директора;
М.ЖИРКОВА, старший методист