Педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи «Преображенский» Андрей Тезиков, пройдя путь от участника первого этапа конкурса до финалиста, стал победителем в номинации «Педагог дополнительного образования».
Детскому объединению, которым руководит Андрей Николаевич, уже 15 лет. Называется объединение «Секция каякинга «Дети белой воды». Для тех, кто не знает: каякинг - относительно молодой вид активной деятельности на воде с использованием небольшого одноместного, реже двухместного, судна - каяка или каноэ. В основе каякинга техника олимпийского вида спорта - гребной слалом.
Кстати, заниматься гребным слаломом Андрей Николаевич начал во Дворце творчества у педагогов С.Натальина и Е.Коновой, здесь же он встал на путь педагогической деятельности. Название секции «Дети белой воды» не случайно. Когда вода бурлит, вспенивается, падает с высоты, она ослепительно БЕЛАЯ. Вода - уникальная стихия, постоянно меняющаяся, непредсказуемая. Быть на воде - значит быть готовым к изменениям и трудностям, взять на себя ответственность, уметь побеждать. «Я не учу бороться с водой, я стараюсь сформировать готовность и умение преодолевать препятствия. Для победы в состязании надо победить в первую очередь самого себя, ведь проигрыш - это шаг к победе. Главное - преодоление себя. Человек, прошедший в детстве такую школу, способен на поступок» - так пишет Андрей в своем эссе.
На своих занятиях Андрей Николаевич с ребятами отрабатывает движения, изучает техники гребка и «эскимосского переворота», тренирует силу, выносливость. Как научить не испугаться? Как отработать навык помощи другу? Как сформировать умение испытывать чувство сострадания и сопереживания? Согласитесь, профессиональные глаголы-термины в этом случае звучат неубедительно и сухо. Тезиков с воспитанниками часто выезжает на соревнования и сборы: «Дороги долгие, есть возможность говорить с ребятами о том, что их волнует, - о любимых фильмах, музыке, книгах. Вместе мы смотрим фильмы о войне, пытаясь каждый для себя ответить на вопрос «А я смог бы вынести, не сломаться, не струсить?». В мирное время тоже возникает необходимость проявить силу, выдержку, отвагу. И в этом ребятам помогают занятия спортом».
Бытует мнение: главное в спортсмене - тренированные мышцы. Спорно. Андрей Николаевич в свое время окончил Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, затем Московскую академию физической культуры. Он говорит так: «Знаю наверняка: побеждает думающий, умеющий анализировать, сопоставлять, рассчитывать». И победы есть.
Воспитанники секции «Дети белой воды» - члены основной сборной России и Москвы по гребному слалому. Один из них стал лидером и претендует на участие в Олимпийских играх 2016 года. Среди учеников Тезикова - участники первенства мира-2013, первенства Европы 2014 и 2015 годов, члены юношеской сборной России, призеры российских соревнований, чемпионатов и первенств Москвы.
Но все-таки основным в своей работе Андрей Николаевич считает не только победы учеников на соревнованиях: «Опираясь на свой личный опыт спортсмена, тренера и педагога, хочу отметить, что в дополнительном образовании в отличие от профессионального спорта нет понятия «неперспективный ребенок». Подросток может стать успешным и перспективным в процессе занятий. У него есть право на ошибку, возможность попробовать себя в разном. Моя задача - помочь ребенку открыть свое «я», не дать ему отступить и опустить руки. По опыту знаю, это возможно».
В октябре стартовал Московский городской профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы-2016», который откроет новые имена, выявит интересные педагогические идеи. Кстати, за последнее время четыре педагога Дворца творчества детей и молодежи «Преображенский» заявили о себе, став победителями в номинации «Педагог дополнительного образования», или, как называли раньше, «Педагог-внешкольник Москвы». В числе первых Максим Дедик - лучший педагог дополнительного образования Москвы 1999 года, ныне преподаватель специализации «Киокусинкай» кафедры восточных единоборств Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, мастер спорта международного класса России, трехкратный чемпион России, чемпион мира ИФК 2002 г. Все помнят Елену Штерингарц - победителя конкурса 2012 года, которая погрузила аудиторию в мир естественных наук посредством методов развивающего обучения. По сей день работают во дворце Виктория Карпова и Анна Борисенко, ставшие лучшими в 2001 и 2008 годах.
Ценно, что традицию проведения конкурсов педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы» в столице поддерживают. Не менее важно то, что перед финалистами и победителями открывают перспективы и дают возможности продвигаться на пути профессионального роста. Андрей Тезиков прошел конкурсный отбор и поступил на совместную программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере спорта» Всемирной сети университетов FIFA/CIES и НИУ «Высшая школа экономики». Это стало возможным благодаря полученному в качестве награды от оргкомитета и учредителей конкурса сертификату на прохождение повышения квалификации в образовательных организациях России или Европы.
И независимо от личных результатов участников конкурса можно сказать, что проигравших в этом удивительном споре нет. Победители - все участники, их воспитанники... и еще здравый смысл, который подсказывает нам, что место педагога в современном мире должно быть почетным и значимым.

О.БЕЛКИНА, старший методист Дворца творчества детей и молодежи «Преображенский»