Это нормально, дети должны развиваться гармонично, но все-таки время диктует новые приоритеты. Сегодня время требует технологий и людей, способных управлять ими, развивать и создавать новые. Поэтому одна из важных задач, стоящих перед нами, - поменять приоритеты в предпочтениях детей и их родителей при выборе направления развития ребенка в сторону технических предметов и специальностей. Сегодня Департамент образования делает достаточно много в этом направлении: развивается проект «Школа новых технологий», открыты инженерные классы, реализуется комплекс мероприятий по развитию робототехники. Департамент вышел в Министерство образования и науки РФ с инициативой о проведении Всероссийской олимпиады по робототехнике. Нужно сказать, что в этом направлении уже есть определенные результаты, в этом учебном году значительно больше детей записались в кружки технической направленности - в 2014-2015 учебном году их было 52996 человек, в 2015-2016 учебном году - 73893 человека. Но это все равно в пределах десяти процентов от общего числа занимающихся в системе дополнительного образования, и конечно же, это очень мало. Понимая, что прежде всего необходимо обеспечить привлекательность технических кружков, Департамент образования внес изменения в приказ ДОгМ от 17.12.2014 года №922 «О мерах по развитию дополнительного образования в 2014-2015 учебном году» - в приказе ДОгМ от 07.08.2015 года №1308 предусмотрена возможность дополнительного финансирования кружков технического творчества, открываемых на базе колледжей. Практически все московские колледжи сегодня имеют очень серьезную материальную базу, уникальное оборудование, которого пока нет во всех наших школах и УДО, а также имеют специалистов, которые могут грамотно обучить работе на этом оборудовании.
В преддверии начала нового учебного года на совещаниях руководителей колледжей и на некоторых селекторных совещаниях Департамента образования состоялось обсуждение практических вопросов развития технического творчества школьников. Перед колледжами была поставлена задача стать станциями юных техников. Что же сегодня у нас получилось, а что не получилось?
Из 57 колледжей Москвы 55 точно открыли кружки технической направленности, ребятам предложили 1491 дополнительную образовательную программу (запись была открыта на 604 программы), но на них записались 6353 школьника. Мы видим, что сегодня предложение сильно превышает спрос. Если посмотреть на количество кружков и детей в них, то станет понятно: кружки открыты, но на многие из них сегодня все еще открыта и запись. Почему?
Достаточно войти на сайты учреждений. У многих ли колледжей есть на сайте реклама кружков для школьников, а если есть, то как она представлена? Довольно продвинутые в дополнительном образовании колледжи не очень внимательно отнеслись к своим разделам о дополнительном образовании: там или нет информации, или есть информация, которая не относится к дополнительному образованию детей.
Какие специальности сегодня предлагают колледжи в рамках проекта «Профессиональная среда»? (Над этим нам тоже сегодня надо задуматься и поработать.) Наиболее активно мы освещаем подготовку по гостиничному бизнесу, визажу, моделированию одежды, парикмахерскому мастерству. Все это неплохо, но у нас все-таки другие задачи. Прежде всего сегодня нужно серьезно промониторить программы и понять: то ли мы пытаемся предложить детям, изучен ли спрос в близлежащих школах, установлена ли взаимосвязь с программами дополнительного образования в этих школах?
Еще одна задача, которая была поставлена перед педагогическими колледжами, - предусмотреть возможность после освоения дополнительных образовательных программ получения свидетельства установленного образца о рабочей профессии или квалификации. Это, безусловно, должно было вызвать интерес и привлечь хотя бы старшеклассников, ведь им давали реальную возможность вложить в свое портфолио будущего абитуриента серьезный документ, подтверждающий не только увлеченность той или иной сферой деятельности, но и определенные результаты, достигнутые в ней. Но только 43 программы в 11 колледжах сегодня предусматривают такую возможность, воспользоваться которой смогли лишь 516 школьников. И это при том, что только выпускников школ у нас ежегодно более 50 тысяч. Помимо получения бонусов при поступлении в вуз такая работа со школьниками могла бы позволить ребятам пересмотреть варианты дальнейшего обучения и, возможно, предпочесть колледж. Для колледжа это возможность получить заинтересованного студента, что тоже решает очень многие наши задачи. Обратная связь с руководителями колледжей показала, что на сегодняшний момент, несмотря на все проводимые совещания, поставленные задачи, представленные механизмы реализации этих задач, все-таки того понимания, которое должно быть, пока не достигнуто.
Управление координации воспитательной работы и профилактики правонарушений определило задачи на ближайшую перспективу для развития кружков технического творчества на базе колледжей. Это адресная проработка с каждым конкретным колледжем возможностей развития технического творчества на их базе, организация конкурсного отбора лучших методик обучения по программам технической направленности, возможно, конкурс на лучший пиар кружков технической направленности, проработка дополнительных стимулирующих механизмов развития технического творчества, в том числе и с учетом в рейтинге наших образовательных организаций, а также трансляция образцов существующей практики.