Учитель. Кто это? Согласитесь, что для многих это человек, обучающий детей какому-то предмету, например математике или биологии. У него обязательно должно быть педагогическое образование, запас терпения и жизненный опыт за плечами. Но становится ли он настоящим учителем при наличии этих пунктов? Что делает его тем самым наставником по жизни?
Так случилось, что, окончив педагогический университет с отличием, я не сразу стала работником школы. Два года курировала окружной совет лидеров детских общественных организаций и работала в детских лагерях актива. Мы с ребятами создавали и реализовывали социально значимые проекты и акции, проводили благотворительные ярмарки, развивали добровольчество на территории округа и в целом прилагали все усилия к тому, чтобы жизнь в нашем городе стала лучше, а жители - добрее и внимательнее к окружающим.
1 сентября 2015 года я переступила порог той самой школы, что окончила 7 лет назад, но уже не в качестве ученицы, а в должности старшей вожатой. Я по-прежнему работаю с детьми - ученическим советом, членами детского общественного объединения и учащимися школы, по-прежнему мы трудимся над улучшением настоящего и созданием достойного будущего нашей школы, района, округа и города.
Современные подростки - социальные группы, объединенные общим стремлением к взрослости. Это стремление они реализуют по-разному: кто-то занимает активную жизненную позицию, а кто-то остается индифферентен к жизни общества, зато с лихвой находит выход своей энергии в социально нейтральной или асоциальной деятельности. Проблема зачастую кроется в том, что ребенок просто-напросто не знает, как можно реализовать себя, помогая окружающим, претворяя в жизнь свои идеи и творческие задумки.
Моя задача как старшей вожатой - помочь детям найти себя, создать атмосферу, где каждый может быть услышан; организовать условия для реализации личностного потенциала, научить работать в команде, раскрыть лидерские способности своих подопечных и многое другое, но самое главное - помочь им взглянуть на наш мир глазами неравнодушия.
Стала ли я для детей учителем? Да, хотя не веду у них уроки, оценок они от меня не получают, да и классного журнала у нас нет. Мы изучаем очень важную «науку», которая сложна тем, что в ней нет прописных законов и установленных правил, - науку о том, как быть сильным духом, милосердным, чутким, уважающим окружающих, чтящим память поколений, думающим о будущем и творящим достойное настоящее Человеком.
Моя деятельность трудна, ведь я работаю с самым хрупким и драгоценным «материалом» - детскими душами. Главная заповедь в такой работе: не навреди. Но если педагог-предметник может воздействовать на ребенка путем оценок, то я не имею прямых рычагов. Только лишь разъяснениями, убеждением, наглядностью и собственным примером я могу добиться от детей той деятельности, которая впоследствии создаст фундамент для строительства их личности.
Собственным примером... А откуда во мне то, на что стоит равняться моим подопечным? И давно ли я могу подавать им пример?
...2011 год. Июнь. Лагерь в Крыму. Моя первая смена в качестве вожатой. 35 детей - самый большой отряд. Отвести пятерых в медпункт, проследить, чтобы семеро нарисовали плакат, раздать всем полдник, заплести косички трем девочкам, а четырем - хвостики; подготовить с отрядом игру на весь лагерь, успокоить плачущую малышку, разнять дерущихся мальчиков, утешить влюбленную девочку и, да, не забыть придумать творческую рефлексию! 35 детей... Они научили меня выполнять сразу несколько задач.
...Все тот же 2011-й. Август. Новый отряд - и все малыши. «Женя, у меня шнурок не завязывается!», «А у меня рисунок не выходит!», «А когда мы будем играть?», «А сколько ступенек ведет к морю?», «Миша снова дерется!», «А Лена обзывается!», «А Тимоша хочет убежать!» Миллион вопросов, просьб и жалоб. Дети научили меня терпению.
...2012 год. Снова лагерь. Вечер, посвященный современным героям. «Свечка». Рассказы о своих родителях, ведь мама и папа - это главные герои для детей. Негромкий вздох, и девочка, живущая без отца, убегает в слезах. Разговор прерывается. Тишина. Переглянувшись, отряд встал и ушел за ней - молча, ведь слова тут излишни... Дети учили и учат меня сопереживанию.
...2013 год. Заседание детского совета. «Среди наших ровесников есть те, кто отмечает Новый год в больнице. Давайте сделаем для них праздник!» По инициативе детей их же силами проводим благотворительную ярмарку, а все вырученные средства идут на покупку подарков маленьким пациентам, находящимся на длительном лечении в онкологическом отделении. Мои ребята укрепляют веру в то, что неравнодушных людей на свете больше.
...2014 год. Вахта памяти по смоленской земле. Букеты гвоздик, возложенные на Богородицком поле, слезы, капающие на свечи в руках... Дети дают мне уверенность заявлять, что гордость нашего поколения за Героев и благодарность за Победу не пустые слова.
...2015 год. «Тише, она же услышит! Сюрприза не получится!» Краем глаза замечаю - собрались, шепчутся. Завтра мой день рождения. Улыбаюсь. Они научили меня все видеть, но кое-чего не замечать.
...Сентябрь, 2015 год. Вторая рабочая неделя. Первое заседание ученического совета. Передо мной 50 новых учеников - 50 новых учителей. Чему я научу их? А главное, чему они научат меня?
Свеча медленно догорает, ярко вспыхивая напоследок. Тает язычок пламени, подбираясь к подсвечнику. Я подношу к огоньку новую свечу, и комната снова озаряется мягким светом. Светом от новой свечи? Или в ней живет огонь той, первой?
Да, учитель - это тоже свеча. Она зажигает, просвещает, озаряет, греет. Но в отличие от Джованни Руффини я уверена, что учитель не сгорает сам до тех пор, пока сердца и умы его учеников наполняют его самого.

Евгения ЖДАНОВА, старшая вожатая школы №1494