Одна из исходных целей работы лицея - преодоление технократического, конвейерного характера образования. Мы помогаем лицеистам разобраться в спектре профессий, определяющих облик XXI века, когда решающее значение приобретает социальная и профессиональная мобильность личности. Прежде всего речь здесь идет о формировании коммуникативной культуры как важнейшего компонента образования.
Мы солидарны с Александром Асмоловым, когда он говорит: «Для меня на первый план выходит школа, которая помогает в общении с учителями и сверстниками обрести свое «я». Вещи, связанные со знаниями, умениями и навыками, - второстепенный момент в этом процессе. Школа должна давать картину мира. Сегодняшняя школа должна быть школой неопределенности, школой обучения поведению в сложных ситуациях, школой, учитывающей разнообразие».
Учебный план лицея - открытая система, тесно связанная и взаимодействующая с внешним миром. Роль дополнительного образования в том и состоит, чтобы достичь максимального разнообразия этих связей. Здесь на помощь приходят бесчисленные жанры искусства.
В начале пути к профессиональным умениям полезно обратиться к истокам. Наши предки были весьма изобретательны в поисках материалов для творчества. Валяние - самая древняя техника изготовления шерстяных изделий на Земле. Этот вид рукоделия переживает сейчас возрождение и считается перспективным видом прикладного искусства. В рабочей программе лицейской студии валяния из шерсти «Белая ворона» (руководитель студии - Людмила Могилей) используют самую современную технику валяния - сухое валяние с помощью специальных игл. Работая с натуральной шерстью, дети учатся создавать из войлока заданные формы - сначала простые, затем более сложные. В результате подобной «лепки» получаются разнообразные игрушки, украшения и предметы декора. С натуральной шерстью приятно работать: она теплая, живая, мягкая, разноцветная. Все эти качества благодаря фантазии детей помогают получать удивительные произведения, кто-то из юных студийцев станет талантливым инженером, создающим с помощью компьютера сложные трехмерные изделия из самых неожиданных материалов.
Освоение рабочей программы фольклорного детского ансамбля «Игранчики» (руководитель ансамбля - заслуженный учитель РФ Татьяна Гвайта) проходит одновременно по таким дисциплинам, как вокальное мастерство, ансамблевое многоголосье, русский народный танец и элементы актерского мастерства. На занятиях ребят обучают вокально-певческим навыкам: чистому интонированию, певческой дикции, артикуляции и дыханию, они изучают основные стилистические черты и закономерности народной гармонии и полифонии, формы многоголосья, ладоинтонационные особенности музыкального фольклора различных регионов России. Ансамбль «Игранчики» - неоднократный лауреат многочисленных городских, всероссийских и международных конкурсов.
В танцевальном ансамбле «Musical Tap Dance» (руководитель ансамбля - Михаил Григорьев) успешно практикуют многожанровый подход. Современная хореография - это элементы американского, ирландского и русского степа, джаз-танца и танца хип-хоп, сценическая акробатика, импровизация. Доминантная основа обучения - эстрадный танец.
Театральные студии занимают особое место в лицее. В его истории одним из наиболее ярких событий остается постановка спектакля по сюжету Ганса-Христиана Андерсена «Принцесса на горошине», выполненного в технике театра теней с реальными актерами. Режиссером спектакля стал известный своими музыкальными проектами Георгий Васильев.
Работа таких студий дает богатейший материал для участников видеостудии лицея (руководитель - Александра Черепова). В рабочей программе студии - техника фото- и видеосъемки, методы режиссуры и монтажа видео, основы организации потокового вещания в сети Интернет и создания интернет-телевидения. Особое внимание уделяют работе с цифровым звуком. Материал съемок зачастую используют в выпускных проектах старшеклассников.
В лицее несколько изостудий (руководители студий - заслуженный работник культуры РФ Марина Каштанова и Ирина Шамрова). Курс изобразительного искусства органично вписывается в интегрированный цикл курсов лицейского образовательного профиля «Компьютерная графика и мультимедиа». Наиболее тесно работа этих объединений связана с изучением модулей «Мировая художественная культура», «Эстетика компьютерного образа» и «Анимация» в учебном плане лицея. На занятиях изостудий раскрывают теоретические аспекты теории цвета, принципы и правила композиции. Важно практическое освоение основ рисования: это трехмерные виды, эскизы, перспективные изображения, орнаменты. Формирование художественного вкуса необходимо сегодня и дизайнерам, и программистам.
В восьмом классе лицеисты выбирают одно из направлений профильной подготовки - «Программирование», «Компьютерная графика и мультимедиа» и «Прикладная экономика». Работа в студиях помогает им в этом. Вот лишь один пример. Борис пришел к нам в шестом классе, его заинтересовал кружок, в котором мы предлагали ребятам заняться освоением возможностей необычного языка визуального программирования скретч. Немного теории, и уже к завершению первого практического занятия результатом работы Бориса стала модель системы «звезда - планета - спутник планеты». Обсуждение различных вариантов постановки задачи с руководителем скретч-студии Александром Денисенко оказалось плодотворным, интерес Бориса к математике и программированию стал устойчивым. Прошло четыре года, и в десятом классе темой выпускного проекта Бориса стало решение задачи моделирования распространения волн цунами. Удачная визуализация результатов привлекла внимание специалистов-океанологов. Сегодня Борис оканчивает бакалавриат факультета математики Высшей школы экономики.
Лицеисты знают, что собственный исследовательский или творческий проект в лицее - это возможность, которую нельзя упустить. Проекты выстраиваются для каждого в свой неповторимый путь во взрослую жизнь. Синтез урочной и студийной моделей органичен, и в этом единстве суть непрерывного образования.

Татьяна КРАВЧУК, директор лицея информационных технологий №1533, заслуженный учитель РФ