До недавнего времени дополнительное образование в Москве было сосредоточено преимущественно в организациях дополнительного образования детей, причем не всегда равномерно распределенным по округам, что зачастую затрудняло декларируемые «шаговую доступность» и «свободу выбора» занятий детьми по интересам в соответствии с их возможностями и потребностями, а школа во многом игнорировала разносторонние образовательные потребности детей во второй половине дня, рассчитывая на активную деятельность внешкольных организаций.
Согласно данным государственной программы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» по состоянию на 2012 год было отмечено: «в Москве обеспечивается государственное финансирование организаций дополнительного образования детей, услугами которого пользуются менее 50% детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет». Это свидетельствовало о недостаточной информационной, маркетинговой и рекламной работе организаций дополнительного образования детей.
Проведенная в предыдущие несколько лет реформа образования в Москве кардинальным образом изменила диспозицию системы дополнительного образования как самостоятельного вида образования, возможности использования его потенциала в развитии общеобразовательных организаций в условиях происходящих социально-экономических изменений, реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов.
Москва сделала ставку на развитие конкурентной среды и использование огромного потенциала мегаполиса в сфере дополнительного образования детей, фактически лишив прежней монополии организации дополнительного образования, - дополнительные общеобразовательные программы (основа дополнительного образования) реализуют в абсолютном большинстве образовательных организаций, от дошкольных отделений общеобразовательных учреждений до вузов.
Проведенные изменения в системе образования Москвы поменяли механизмы организации дополнительного образования: если прежде такую деятельность осуществляли отдельные учреждения дополнительного образования детей, то сегодня новое качество дополнительного образования детей обеспечивает вся система образования.
Сегодня наряду с традиционными институтами получения дополнительного образования юному москвичу открыты новые образовательные возможности в этой сфере - высокотехнологичные базы учреждений профессионального образования, разнообразные активности и формы негосударственных организаций и, конечно, уникальные просветительские возможности социокультурной и научной среды столичного мегаполиса - дворцы культуры и спорта, парки, театры и музеи, научные учреждения и предприятия.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуют 730 образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования, а также организации департаментов культуры; физической культуры и спорта; труда и социальной защиты; науки, промышленной политики и предпринимательства; природопользования и охраны окружающей среды; организации досуговой деятельности, подведомственные префектурам; федеральные государственные образовательные организации (вузы); негосударственные организации.
Работу по развитию дополнительного образования детей осуществляет Департамент образования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в котором содержится измеримый количественный показатель развития системы дополнительного образования детей - увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов, при этом 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. В связи с этим в Москве решена задача по единому межведомственному консолидированному учету детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам. 1 октября 2015 заработала Единая система записи (ЕСЗ), позволяющая учитывать каждого учащегося. Во многом благодаря этой системе сегодня есть возможности для аналитики и мониторинга состояния системы дополнительного образования детей (аналитика изменений моей статьи основана на сведениях, предоставленных Управлением координации воспитательной работы и профилактики правонарушений Департамента образования в рамках работ по развитию региональной системы дополнительного образования детей).
Важно, что система ЕСЗ позволяет объективно оценить количество детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, что чрезвычайно актуально в контексте учета охвата обучающихся. Согласно данным ЕСЗ на 01.11.2015 г. численность обучающихся, осваивающих программы дошкольного, общего, профессионального образования, в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программами дополнительного образования детей, 827838 человек, что составляет 78% от общей численности (1064991 человек) детей и подростков Москвы в возрасте от 5 до 18 лет.
В содержательном контексте изменений также немаловажно, что к 2015 г. (по сравнению с 2012 г.) увеличилось число предлагаемых юным москвичам услуг в сфере дополнительного образования технической (11%) и естественно-научной направленности (18%). По динамике роста этих показателей московская система образования - в числе лидеров среди субъектов РФ при среднем показателе по России 4,6% (по данным Минобрнауки РФ на октябрь 2015 года).
Еще в 2013 году была реализована возможность записаться жителям Москвы в возрасте от 5 до 18 лет в бесплатные и платные кружки и секции через портал государственных услуг (www.pgu.mos.ru), на котором можно ознакомиться со всеми кружками, спортивными секциями, творческими студиями, подведомственными департаментам образования, культуры, физической культуры и спорта, и подать заявку на интересующую дополнительную образовательную программу на бюджетной и внебюджетной основе. Запись на бюджетные дополнительные общеразвивающие программы сегодня доступна для разных категорий учащихся в возрасте от 5 до 18 лет, среди которых дошкольники в возрасте 5-7 лет и учащиеся колледжей в возрасте 14-18 лет.
Среди серьезных проблем нужно выделить программно-методическое обеспечение образовательного процесса в дополнительном образовании детей. Согласно статистике в образовательных организациях сегодня реализуют более 40000 дополнительных общеразвивающих программ.
В отсутствие четких федеральных требований и подходов качество основного документа образовательного процесса - дополнительных общеразвивающих программ - остается на невысоком уровне, что подтверждают результаты профессионально-общественной экспертизы МИОО: в 2014 г. из 560 программ только 36 рекомендованы к реализации без замечаний, в 2015 г. из 530 программ нет программ без замечаний.
Выходом из этой ситуации может стать установление региональных требований к качеству дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в образовательных организациях Департамента образования, в этом направлении необходима поддержка развития методического обеспечения разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ. Педагогов необходимо учить разрабатывать и оформлять основной документ образовательного процесса, особенно в преддверии введения нового профессионального стандарта, закрепляющего эту функцию за ним.
Одна из самых болевых точек в получении дополнительного образования в условиях такого крупного мегаполиса, как Москва, то, что перемещение ребенка к месту реализации таких программ зачастую долго и небезопасно. В этой связи приняты меры по созданию условий для получения широкого спектра услуг дополнительного образования детей в школах по месту основного обучения, что позволяет сделать дополнительное образование действительно доступным и безопасным.
Школы, становясь большими комплексами с хорошо оборудованными спортивными и актовыми залами, лабораториями и исследовательскими центрами, активно развивают дополнительное образование на своей базе. Школьники могут наряду с основным образованием получить широкий спектр индивидуальных образовательных предложений в сфере интеллектуальной, физической и творческой активностей в своем районе, недалеко от дома, без утомительных перемещений по городу после школы.
В общеобразовательных организациях Москвы сегодня созданы предпосылки для того, чтобы дополнительное образование из категории второстепенного «прицепного вагона» становилось локомотивом и аккумулятором развития образовательной системы: здесь отрабатывают инновационные технологии, здесь прорастает то, что персонализирует каждую школу и образовательный маршрут каждого учащегося.
Использование уникальных возможностей дополнительного образования в формировании единого образовательного пространства позволит повысить качество обучения и воспитания, становления личности в разнообразных развивающих средах, построить индивидуальные образовательные маршруты учащихся и содействовать их профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе, приобщению к здоровому образу жизни.
Особое внимание в Москве уделяют развитию предметного дополнительного образования - открыты межшкольные, межрайонные предметные кружки для высокомотивированных к занятиям наукой обучающихся, в том числе математические кружки для победителей и призеров олимпиад по точным наукам, базирующиеся в 50 школах города. Все это сближает общее и дополнительное образование. Но здесь среди трудностей стоит отметить взаимоотношения дополнительного образования детей и внеурочной деятельности, когда нередко одна образовательная практика подменяет другую, и не всегда в пользу обучающихся.
Дополнительное образование, требующее более серьезной ресурсной базы, москвичи могут получить как на базе самостоятельных образовательных организаций дополнительного образования, распределенных по Москве, так и в организациях профессионального образования Москвы - колледжах и вузах.
В скором времени ведущие организации дополнительного образования Москвы получат возможность создать на своей базе детские технопарки. К этому процессу также активно подключаются сегодня московские колледжи и вузы с их развитой научно-технической инфраструктурой.

Особая роль в системе дополнительного образования Москвы отведена учреждениям среднего профессионального образования - на базе колледжей воссоздают станции юных техников, дающие возможность детям получить дополнительное образование технической и естественно-научной направленностей на высокотехнологичной базе и высоком профессиональном уровне.
Дополнительное образование детей в Москве - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, предоставляющая возможности для творческого, интеллектуального, физического развития личности, а также удовлетворения образовательных потребностей и построения индивидуальных образовательных маршрутов. Оно должно стать одним из ведущих ресурсов проектирования пространства персонального образования и развития мотивации подрастающего поколения к познанию, творчеству, труду, спорту, культуре.
Возможности дополнительного образования активно используют в развитии профильного образования - открыты 144 кадетских, 50 инженерных и 50 медицинских классов для обучающихся, определившихся с выбором будущей профессии.
Конечно, сегодня необходимо обновление содержания, форм и технологий дополнительного образования детей в соответствии с интересами и потребностями ребенка и его семьи. Несмотря на свою мобильность и вариативность, формализованное дополнительное образование детей не всегда успевает реагировать на вызовы «времени изменяющихся изменений» (А.Асмолов), появляются новые проекты, формы и организации, близкие по целям и ценностям формализованной системе дополнительного образования детей.
Среди новых форм, направленных на мотивацию детей, подростков и молодежи к расширению спектра получения дополнительных знаний, компетенций и навыков, к осознанному выбору жизненного пути, сегодня можно выделить крупные городские просветительские проекты:
- «Университетские субботы» - лекции, мастер-классы, экскурсии от ведущих вузов Москвы, которые может выбрать любой учащийся.
- «Профессиональная среда» и «Профессиональные каникулы» - знакомство школьников и их родителей с учреждениями профессионального образования Москвы для профессионального самоопределения.
- «Субботы активиста» - семинары, мастер-классы и встречи для учащихся школ, заинтересованных в участии в государственно-общественном управлении образованием.
- «Субботы мужества» - экскурсии, лекции, мастер-классы по строевой и огневой подготовке, знакомство с новейшими образцами военной техники в ведущих военных вузах, воинских частях, музеях и учебных комплексах ДОСААФ России по Москве. Цель проекта - воспитание патриотов Отечества, гордости за Вооруженные силы и страну, формирование положительной мотивации у обучающихся к прохождению военной службы по контракту и призыву.
В Москве разрабатывают и реализуют совместные просветительские проекты с учреждениями культуры: «Всей семьей в театр», «Всей семьей в музей», «Семейное путешествие». Перечень совместных проектов пополнился новым проектом Департамента культуры и Департамента образования 2014 года - «Урок в музее», который призван дополнить и разнообразить учебную программу, показать ученикам практическое применение школьных предметов, приобщить школьников к посещению музеев и других учреждений культуры.
Система дополнительного образования детей и сфера образовательного досуга сегодня привлекательны для инвестиций - в Москве открывают и развивают новые интересные практики, пользующиеся популярностью юных москвичей, - «Экспериментариум», «Мастерславль», «Иннопарк», «Кидбург», «Марс-Тефо», «Эврика-парк». Тысячи москвичей и гостей столицы ежедневно делают выбор в пользу познавательного и полезного досуга.
Нынче уже можно выделить основные тенденции, определяющие развитие дополнительного образования детей в системе столичного образования:
обеспечение доступности качественного дополнительного образования для всех категорий детского населения в Москве;
усиление опережающего характера и вариативности современного дополнительного образования, предоставление широкого спектра образовательных услуг как пространства возможностей и выбора персональной траектории развития;
интеграция общего и дополнительного образования для создания единого образовательного пространства на базе крупных образовательных комплексов;
развитие ресурсного потенциала дополнительного образования, модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и увеличения инвестиционной привлекательности;
совершенствование финансово-экономических механизмов развития системы дополнительного образования детей, поддерживающих ее позитивные количественные и качественные изменения;
доступность глобального знания и информации для каждого;
мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщение к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа;
создание конкурентной образовательной среды за счет создания новых типов образовательных организаций дополнительного образования детей, обладающих развитой инфраструктурой и ориентированных на реализацию образовательных программ повышенного уровня;
использование уникальных социокультурных и научно-просветительских возможностей московского мегаполиса;
активизация возможностей для реализации дополнительного образования детей профессиональных образовательных организаций, научно-методических и сервисных, производственных организаций;
привлечение молодых специалистов и профессионалов в сферу дополнительного образования детей как наиболее привлекательную среду для реализации новых идей, технологий и решений.
Современное столичное дополнительное образование становится не просто элементом существующей системы общего образования, но и самостоятельным источником образования, способствующим достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Оно стало одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, личностного, социального и профессионального самоопределения детей, позволяющих приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально и личностно.
Сформированные в процессе реорганизации образовательные комплексы предоставляют детям большой выбор разнообразных дополнительных образовательных услуг, удовлетворяющих детские интересы и потребности. Но, конечно, нельзя сказать, что здесь все легко и понятно: есть трудности, которые в ближайшие годы придется разрешить. Во многом это связано и с определением ценностного, целевого, функционального назначения дополнительного образования в государстве, регионе, обществе, образовании. Существующие противоречия требуют совместных решений как на региональном, так и на федеральном уровне.
Эффективность принятой модели развития дополнительного образования детей в сегодняшних нормативных и финансовых условиях не заставит себя ждать, а распределенное использование колоссальных ресурсов московского мегаполиса будет оказывать прямое влияние на повышение качества и доступности дополнительного образования для каждого горожанина.

А.ПАВЛОВ, руководитель РНМЦ НО ГБПОУ «Воробьевы горы»