При их назначении руководствовались одним: располагает ли возможностью помогать школе материально будущий попечитель. Оформление попечительской деятельности, направленной на поддержку народного образования, восходит к началу XIX века. В 1803 г. был издан Указ императора Александра I, утвердивший «Предварительные правила народного просвещения», где была учреждена должность попечителя учебных округов. Попечителю вменялось в обязанность отвечать за благоустройство всех вверенных ему учебных заведений, заботиться о распространении и об успехах народного просвещения, а также регулярно представлять отчет министру. Подчеркнем, что с самого начала фигуре попечителя придавался важный государственно-общественный статус. По гимназическому уставу 1828 г. учреждалось звание почетного попечителя - выборного из дворян для «содействия увеличению материальных средств гимназий и училищ». Избирался он на три года и был обязан заботиться о материальном благосостоянии учебных заведений, следить за их хозяйственной частью, имел право присутствовать на заседаниях педагогического совета. На первых порах избирался лишь один почетный попечитель, однако затем было рекомендовано определять двух кандидатов на должность почетного попечителя гимназий.

Почетные смотрители и опекуны

Для представителей купечества, мещан, крестьян и других сословий были учреждены выборные должности почетного блюстителя и почетного смотрителя. Почетные смотрители имели право присутствовать на ежемесячных собраниях учителей училища, «занимать первое место», хотя и не председательствовать. Им же вменялось в обязанность присутствовать на экзаменах.

Каких-либо распоряжений по школе они делать не могли, но, посещая училище, имели право сообщать о замеченных беспорядках штатному смотрителю; если же замечания их «не будут им приняты в уважение», то уведомлять об этом директора народных училищ.

Главное же, что почетным смотрителям предоставлялось право «содействовать начальству по части нравственной и учебной, способствовать усердию к общественному благу, устройству хозяйственной части единовременными и постоянными приношениями», что вменялось им в особую заслугу. За это училищное начальство могло ходатайствовать о «приличном их награждении» и при значительных пожертвованиях заносить их имена золотыми буквами на особую доску. Им предоставлялось право иметь мундир 8-го класса. За «деятельное усердие в пользу училищ» они могли ожидать производства в следующие чины по общему порядку, а в случае особо важных заслуг - «приличного награждения» по ходатайству начальства.

Однако контрреформаторские тенденции в развитии российского образования в 30-е гг. XIX века внесли существенные коррективы в статус и положения попечителей. Регламент деятельности попечителя учебного округа и попечительного совета был утвержден «Положением об учебных округах Министерства народного просвещения» от 25 июня 1835 года. В нем отразился общий курс правительства Николая I на ограничение автономности образовательных учреждений и усиление централистских тенденций в управлении образованием.

В соответствии с новой идеологией этот документ всю полноту власти отдавал попечителю, то есть попечитель учебного округа решал - выносить или нет какой-либо вопрос на рассмотрение попечительного совета, попечительный совет не имел права переписки, все контакты с министерством велись только через попечителя. Таким образом, существенно снижался фактор коллегиальности в сфере попечительской деятельности. По сути, попечитель сделался полным начальником всех учебных заведений округа. Ему было предоставлено право назначать директоров гимназий и утверждать в должности инспектора и учителей, была расширена его власть в решении хозяйственных вопросов.

Разумеется, все это привело к существенному расширению сферы деятельности попечителя, что предусматривало создание при нем определенного административно-хозяйственного аппарата. В данной связи попечителю был определен помощник, которому он поручал контроль за ходом дел на одном из направлений деятельности, а также ученый-чиновник по особым поручениям. Для проведения совещаний учреждался попечительный совет, в котором под председательством попечителя заседали его помощники, инспектора, руководители учебных заведений, отдельные профессора и преподаватели университета (по особому приглашению попечителя). Совет рассматривал административные и учебные вопросы.

Положение 1835 г. больше уделяло внимания хозяйственно-административным функциям попечительного совета: открытие новых и закрытие существующих учебных заведений, пансионов; проведение следственных мер по фактам злоупотребления служебным положением со стороны чиновников и учителей; об ущербе казны; о покупке, постройке и найме училищных домов; о продаже собственности училищ и т.п.

Как видно из перечня всех этих административно-хозяйственных дел, в данный период попечитель учебного округа выступал как своего рода «государево око» в сфере образования. Разумеется, при такой трактовке и речи не могло быть об общественном характере его деятельности. Более того, по своей должности он был призван надзирать за осуществлением во вверенных его попечительству образовательных учреждениях триады «Православие. Самодержавие. Народность» и искоренять крамолу и вольнодумство.

Больше гласности и демократии

Положение начинает существенно меняться с конца 50-х гг., когда в атмосфере гласности и нарастающего общественного подъема попечительство получило особенно широкий размах. Новая образовательная ситуация потребовала существенной корректировки нормативной базы. 20 марта 1860 года было принято специальное «Положение о Советах при Попечителе учебных округов». Уже само название документа рельефно показывает его общественную и демократическую направленность. Вновь усиливалась коллегиальность в работе попечителей, а их полномочия несколько ограничивались: теперь, «прежде чем принять решение, попечитель должен был предварительно обсудить вопрос на совете».

Но, как показало дальнейшее развитие событий, это было только начало поворота в стремнину все более расширяющейся и усложняющейся попечительской деятельности в сфере образования. Была создана государственная система патронирования образовательных учреждений, в которую входили как попечители по должности, так и попечительные советы и отдельные попечители. Понятие «попечительство в деле народного просвещения» теперь рассматривалось в двух аспектах: попечительство как государственная служба и попечительство как благотворительность, опека над нуждающимися.

Существенно изменялась и сфера деятельности попечителей. Если раньше в их работе доминировала административно-хозяйственная направленность, то Положение от 20 марта 1860 г. больше внимания отводило учебным вопросам. Для попечительного совета они состояли в следующем: «Принятие мер и обсуждение предложений, относящихся до учебной части, исправление вкравшихся недостатков и предупреждение их на будущее; рассмотрение и оценка достоинства учебных руководств и определение, какие из них с большей пользою могут быть употреблены в учебных заведениях; направление в педагогические курсы кандидатов, назначение им именных стипендий, распределение их по училищам и наблюдение за их успехами; производство испытания кандидатам, утверждение окончательно за ними права на учительские или воспитательные места, выдача им аттестатов».

Что же касается взаимоотношений университета и попечителя, то каждый вуз вверялся особому вниманию попечителя учебного округа. Он председательствовал в совете университета и в правлении, решал административно-хозяйственные вопросы университета, утверждал в должности преподавателей после избрания их советом университета. Через попечителя к министру направлялись просьбы об увольнении профессоров и других преподавателей, а также чиновников университета. Попечитель назначал экзекутора, казначея, бухгалтера, эконома, библиотекаря университета.

Разумеется, дело состояло не столько в демократизации и обогащении содержательной деятельности попечителей учебных округов, сколько в том, кто занимал этот ответственный пост. Самой яркой фигурой среди попечителей этого времени, несомненно, являлся выдающийся врач, общественный деятель, замечательный педагог-гуманист Николай Иванович Пирогов. С 1856 по 1861 г. он на волне общественной поддержки руководил сначала Одесским, а затем Киевским учебными округами. На этом посту Пирогову удалось качественно перестроить деятельность вверенных ему образовательных учреждений, в целом поднять дело народного образования в этих округах на значительно более высокий уровень. Однако нет оснований и преувеличивать возможности попечителей. Так, тот же Пирогов в итоге под давлением Министерства народного просвещения был вынужден подать в отставку.

Консолидация общественных сил

Знаменательной вехой в развитии попечительства в нашей стране стало то, что примерно со второй половины XIX века при учебных заведениях Российской Империи начали создаваться попечительные советы - «для ближайшего содействия успешному, со стороны общества, развитию данного учебного заведения».

Обратим внимание на принципиально новую трактовку задач попечительской деятельности - консолидация общественных сил и их средств для развития образовательных учреждений.

Попечительный совет состоял из лиц, избираемых теми сословиями и обществами, которые содержали на свой счет учебное заведение. Членами совета могли быть представители городской Думы, от купеческого общества, от уездного земства, управляющий банком, лица, являющиеся почетными гражданами города и внесшие наибольший вклад в улучшение материального благополучия данного учебного заведения, директор учебного заведения, представители педагогического состава. Председатель попечительного совета избирался из его членов на три года. Причем лицо, занимавшее эту должность, могло быть избираемо и на новые сроки. Члены попечительных советов после избрания их соответствующим сословием, обществом или выдвижения частными лицами утверждались в своих званиях попечителем учебного округа на три года по представлению тех же советов.

Положение о женских училищах от 10 мая 1860 года учреждало не только педагогические советы, которые должны были обсуждать училищные вопросы учебно-воспитательного характера, но и попечительные советы. Состав советов жестко регламентировался: он должен был состоять из пяти непременных и двух выборных членов. К непременным членам принадлежали: попечительница совета, уездный предводитель дворянства или лицо, занимающее его место, директор гимназии, городской голова и начальница училища. Выборные члены избирались советом: один - из сословия дворян или чиновников, другой - из купечества. Попечительнице училища предоставлялось почетное председательство в совете, действительные же обязанности лежали на уездном предводителе дворянства.

Такое широкое привлечение внимания различных сословий к делу образования действительно придавало ему демократический импульс, делало школу «прозрачной» для общества. Другой важной составляющей деятельности таких советов становилось стимулирование меценатской и благотворительной деятельности, прежде всего со стороны купечества, которое жертвовало на нужды образования в конце XIX и начале XX века огромные средства. Их консолидированный объем многократно превосходил государственные расходы на сферу образования. Слова «попечительство» и «благотворительность» тогда являлись почти синонимами. В главе 70 Положения «Об уставе гимназий и училищ уездных и городских» специально выделялось место о благотворителях учебных заведений. В параграфе 303 записано: «Награждая усердие и труды учителей и других чиновников учебного ведомства, Правительство не оставляет без внимания и посторонних, содействующих благосостоянию учебных заведений. Оно принимает с признательностью все делаемое на пользу их частными лицами или обществами, приношениями».

Приношениями назывались здания, учебные пособия, книги для библиотек, денежные вложения на нужды просвещения. Предусматривалось, что сделанное благотворителем назначение не может быть изменено без его согласия. Начальство училищ обязано было докладывать обо всех приношениях в его пользу вышестоящему начальству. О наиболее крупных приношениях Министерство народного просвещения докладывало императору России.

Положение 1860 года было примерным говоря современным языком, «рамочным». Каждое учебное заведение устанавливало права и обязанности попечительного совета самостоятельно, но в целом они не выходили за рамки следующих:

1. Содействие успешному приобретению учениками познаний по предметам, пополнение библиотек и попечение об изыскании всех способов к увеличению денежных и материальных средств.

2. Изыскание средств к устройству общих ученических квартир и к вспоможению бедным ученикам.

3. Содействие определению окончивших курсы обучения к занятиям, соответствующим их подготовке.

4. Наблюдение за исправностью материальной части учебного заведения и ежегодная проверка его имущества по инвентарям.

5. Предварительное рассмотрение годовых смет и отчетов о доходах учебного заведения и представление по ним заключений начальству.

6. Составление по хозяйственной части правил и инструкций.

7. Определение жалованья начальнику (директору) учебного заведения и прочим должностным лицам.

8. Определение платы за обучение.

9. Освобождение от платы за обучение малоимущих учеников.

10. Представительство перед городской Думой о нуждах учебного заведения.

На основе этого внешне достаточно скучного перечня прав и обязанностей попечительного совета можно судить о его широких и разнообразных полномочиях. За приоритетными административно-хозяйственными делами важно рассмотреть более глубокое содержание. Совет способствовал обеспечению продуктивной организации образовательного процесса, осуществлял внешнее представительство образовательного учреждения перед другими государственными и общественными организациями. Важной стороной деятельности попечителей являлась социальная направленность. Обратим внимание на то, что они обустраивали жизнь своих питомцев после окончания ими учебного заведения. Данная сторона работы совета, таким образом, приобретала характер патронирования.

«...Училище у него из ума вышло»

Постепенно деятельность попечителей распространялась на все типы образовательных учреждений. Положением о начальных училищах 1864 г. был учрежден попечительский институт начальных школ. По этому положению на попечителей народных училищ, как и на «заведующих оными», была возложена обязанность входить по делам в «сношения» с уездными училищными советами. Попечители могли стать членами последних и даже их председателями. Это придавало деятельности подобных лиц особый интерес и значение, становилось «приличным награждением» для тех, кто отдавал школе свои силы и способности без всяких корыстных и тщеславных побуждений. Попечитель становился главою школы и «ее опорою во внешних сношениях», а также видным деятелем по народному образованию в данной местности вообще.

Однако, разумеется, нет оснований считать, что везде деятельность попечителей и попечительных советов осуществлялась продуктивно. Зачастую энтузиазм назначенного «общественника» быстро угасал, и попечители воспринимали эту «почетную обязанность» как тяжелую повинность. Так, например, один сибирский сельский учитель так жаловался наместнику на своего попечителя: «Он никогда не ходит в училище и не знает моих трудов, ни ученических успехов. В прошедшую зиму я с детьми сидел в нетопленом училище три раза среди зимы недели по две и более. Учеников посылал просить его к себе в училище, чтобы он, пришедши, посмотрел по крайней мере на их дрожание и слезы и лучше постарался с дровами. Он тогда пришел, видел сам некоторых учеников, а особливо учениц, плачущих от холода, но как он от нас ушел, то училище у него и из ума вышло». И этот случай был далеко не единичен.

В 1874 г. принимается новое положение, которое практически дублирует принятое десятью годами раньше. На попечителей возлагались следующие обязанности: «Частное посещение школы, право присутствовать на уроках, вникать во все ее нужды, оказывать ей возможно всестороннее, не только материальное, но и нравственное содействие». Попечители имели право заседать и «подавать» голос в училищном совете, присутствовать на экзамене, председательствовать в экзаменационных комиссиях, посещать классы, представлять кандидатов на училищные места. Несомненный прогресс был в том, что сельским обществам и городам предоставлялось право избирать из местных жителей одно лицо для «ближайшего заведования училищами».

Предпринимались перспективные шаги по консолидации деятельности попечительных советов. В городах, где существовало несколько гимназий, прогимназий, народных училищ, все эти учебные заведения могли состоять в ведении одного попечительного совета или могли иметь каждое свой особый попечительный совет. Решения педагогического совета сообщались для сведения попечительному совету, который также имел право делать со своей стороны сообщения первому по вопросам, касающимся учебной и воспитательной части. В случае разногласия во мнениях советов попечительного и педагогического вопрос решался попечителем учебного округа.

Обратим внимание на то, что государство поддерживало высокий статус попечителей: члены попечительных советов гимназий и прогимназий пользовались правом носить мундир 6-го разряда Министерства народного просвещения. Учреждение и функционирование попечительного совета учебного заведения находилось под контролем Министерства народного просвещения.

Конечно, характеризуя деятельность попечителей, нельзя забывать о том, что в 70-90-е гг. XIX века развертывается плодотворная деятельность земств по развитию образования. В 1896 г. 86,8% школ содержалось земствами.

Все же, признавая этот факт, следует подчеркнуть позитивную роль попечителей всех типов образовательных учреждений, которые действовали в сложных и изменяющихся общественных условиях.

С 70-х гг. XIX века вновь стали осуществляться контрреформаторские процессы в сфере образования, в частности опять стали ограничиваться права попечителей. Инструкцией 1871 года был выдвинут принцип подбора попечителей не только по нравственным качествам, но и по возможности осуществления «материальной поддержки школам». Это, естественно, сузило круг лиц, которые были искренне заинтересованы в школьном деле.

В дальнейшем эти негативные тенденции нарастали. Положением 1874 года попечители были лишены возможности становиться членами училищных советов. В Положении от 16 ноября 1885 г. ничего не говорилось о том, что попечители могут присутствовать на экзаменах. Таким образом, попечителям начали отводить роль пассивных жертвователей.

В результате выхолащивалась общественная составляющая деятельности попечителей, и они во многом утрачивали интерес к своей работе. Все это привело к тому, что «забюрокраченное попечительство» переживало в начале ХХ века несомненный кризис.

Кубанское положение и Воронежский проект

Новый импульс к усилению общественной составляющей в деятельности попечителей придал принятый 26 марта 1907 г. закон о коллегиальных попечительствах при народных школах. Закон был принят под давлением политических партий, особенно эсеров, которые выставляли требование введения всеобщего начального образования, и благодаря настойчивым ходатайствам земств.

Законом 1907 г. коллегиальные попечительства создавались при каждом народном училище. При этом земства не освобождались от обязанности заботиться об училищных зданиях, попечительства создавались как вспомогательные организации. Но как организации местные они помогали земствам обеспечивать народные школы удобными помещениями, осведомлять земские управы по ремонту, снабжать школы топливом, водой, нанимать прислугу, оборудовать мебелью и пр.

Школьные попечители держали на контроле пропуски уроков учащимися, осуществляли помощь бедным ученикам, контроль и организацию подвоза учащихся, питание детей.

Устройство таких попечительств могло тесно сблизить школу с местным населением и, в частности, с родителями учеников и с бывшими ее же учениками; вызвать в этом населении больше интереса к делам школы; содействовать выяснению взглядов его на школу и на требования, которым она должна удовлетворять; регулировать тем самым и деятельность школы, выясняя для нее новые пути и задачи, и вообще приблизить школу к жизни и сделать ее более жизненным учреждением.

Любопытным было то, что, например, даже в организации питания просматривались демократические тенденции. Рекомендовалось горячие завтраки организовать таким образом, чтобы это «не было простой благотворительностью щедрых жертвователей». Для этого предлагалось привлечь самих родителей к расходам. В то же время это участие не должно было повлечь за собою какого-либо «различия между детьми бедных и достаточных родителей: установление подобного различия вносило бы нежелательные элементы в обиход школьной жизни».

Подчеркнем, что эти попечительства, в каких бы формах они ни проектировались, не должны были являться органами, заведующими самой школой, ни в порядке управления, ни в порядке школьного хозяйства: школа во внутреннем распорядке своем оставалась в отношении к ним самостоятельным учреждением. Считалось, что попечительство должно ей только помогать, иначе оно будет ей лишь мешать.

В 1910-е гг. деятельность попечительских советов значительно обогащается. Так, например, они получили право реально воздействовать на сферу содержания образования. Еще более значительно выглядела деятельность попечителей на региональном уровне. По Кубанскому положению, содержание деятельности школьных попечительств заключалось наряду с традиционными видами приложения их сил «в заботе об устройстве при школьных ремесленных и рукодельных классах, курсов обучения садоводству, огородничеству, пчеловодству и шелководству и об устройстве местных повторительных уроков и певческих хоров». При этом все указанные виды деятельности кубанских попечительств вменяются им положением в «обязанность».

По Воронежскому проекту попечительства должны были заботиться «по устройству при училище ночлежного приюта и доставлению подвод для детей, живущих далеко от школы; по снабжению неимущих учеников одеждою и пропитанием; по устройству горячих завтраков; по устройству для учеников разумных и полезных развлечений и прогулок; по содействию окончившим курс в получении дальнейшего образования «преимущественно в специальных заведениях».

Интересно осуществлялась попечительская деятельность в школах кубанского казачества. Здесь в состав попечительств входили два рода членов: непременные и выборные. Непременными членами каждого попечительства состояли станичный или хуторской атаман, законоучитель, учитель или учительница, заведующие училищем, почетный блюститель или попечитель училища и один из выборных членов. Выборными членами являлись лица всех сословий, «отличающиеся безупречным поведением». Они утверждались в своем звании высшим войсковым начальством. Председатель попечительства выбирался членами его из своей среды. Добровольными членами могли быть лица обоего пола при условии ежегодного членского взноса в размере не менее 25 копеек. Действующим ядром попечительства должен был быть постоянный его совет - из всех непременных членов попечительства с присоединением к ним до 5 лиц из членов попечительства по выбору общего его собрания. Почетными членами (без взноса) могли становиться, по выбору общего собрания попечительства, лица, сделавшие попечительству значительные пожертвования или оказавшие ему существенные услуги.

Можно только сожалеть, что богатые традиции попечительства в сфере образования были прерваны после Октября 1917 года, а богатый накопленный потенциал предан забвению. Достаточно сказать, что во втором томе «Педагогической энциклопедии», вышедшем в 1999 году, нет упоминаний о попечителях, а само это понятие сводится лишь к опеке над несовершеннолетними детьми.

Возрождение попечительства началось после Указа президента 31 августа 1999 года и постановления Правительства РФ от 10 декабря того же года. Было принято «Примерное положение о попечительском совете образовательного учреждения».

За прошедший период в отдельных регионах страны (Поволжье, Красноярском крае) деятельность попечительских советов получила значительное и продуктивное развитие. Однако, разумеется, судить о выходе на дореволюционный уровень пока не приходится.