- Отец Георгий, в чем состоит смысл жизни? Стоит ли молодым людям задумываться о нем, искать его? Можно ли прожить всю жизнь, не забивая себе голову такими сложными вопросами?
- Любой человек в жизни своей ищет счастье (слово такое есть). Поэтому смыслом жизни можно, пожалуй, назвать обретение счастья. Безусловно, понятие счастья каждый видит по-разному: кто-то в материальных благах, кто-то в семье и детях, кто-то еще в чем-нибудь, но во всяком случае все могут прийти к одному выводу - счастье сопряжено с чувством радости, а радость есть принадлежность души.
Вот как принять эту радость и что является ее источником, где эту радость взять - уже вопрос. В церкви мы говорим о том, что источником духовной радости является Господь Бог. Почему человек ищет счастья в жизни? Потому что от начала своего творения человек был совершенным. Он еще не знал греха и его последствий. Напрямую общаясь с Богом, он был благодатным, счастливым в полном смысле этого слова. И так было до грехопадения. Поэтому переживание счастья, духовной радости как ностальгия остается в человеке, в его сущности, и поэтому человек ищет его без всяких объяснений.
Преподобный Серафим Саровский очень кратко и сжато сказал: «Смыслом христианской жизни является стяжание благодати Святого Духа».
Если человек обретает Бога и способность общаться с Ним, то в этом общении он получает благодать Святого Духа, то есть Дух Святой, действуя в душе человека, преображает ее и делает наполненной светом Божьим, то есть духовной радостью. Передать словами духовную радость практически невозможно, потому что, когда мы говорим о радости, каждый будет вспоминать о своей жизни: кто-то имел радость от встречи с любимым человеком, кто-то - радость от исполненной мечты что-то приобрести. Духовная радость - это иное чувство, превосходящее все вышеупомянутое, и Бог есть ее источник.
Для того чтобы принять радость от Бога, нужно постараться через смирение и кротость своего сердца обрести духовный мир, так как душа принимает радость только в одном состоянии - духовного покоя. То есть личные поступки индивидуума, его труд должны быть направлены на то, чтобы привести себя к миру, научиться жить в согласии с Богом и людьми.
Если человек не знает Бога как источника духовной радости, то он ищет другие источники. И где? В развлечениях. И мы можем наблюдать, как люди впадают в зависимость от алкоголизма, наркомании, игромании. Последствия этих «увлечений» мы все хорошо знаем.
Странный получается пример. Казалось бы, выпил вина - совершил свою мечту. Вот она - радость! От удовлетворения сбывшегося душа должна перейти в состояние покоя и мира. А что на деле? Потерянный человеческий облик, раздражение, сквернословие и брань, ссоры и драки. Употребляя вино, приобретают не радость, а пороки, то есть человек опять лишает себя мира в душе. Вино приносит, можно сказать, псевдорадость.
Нужно ли задумываться о смысле жизни? Конечно. Если юноша не задумывается об этом, он теряет и смысл, и интерес, поэтому даже среди молодых и здоровых людей встречаются уже такие, у которых нет никаких стремлений. И люди, не ценя жизнь, готовы расстаться с ней.
- Могут ли молодые люди самостоятельно искать смысл жизни?
- Человек всегда имеет право поиска, используя опыт других людей, обращаясь к опыту Церкви. То есть он выбирает сам, но при этом нужно уметь видеть и слушать.
Бог Всемогущий не навязывает Свой закон, Свою волю человеку, Он ее только приоткрывает, предлагает, скажем, поступить по закону Своему, которым управляется весь мир, или по своему собственному усмотрению. Поэтому у каждого есть право выбора: можно самостоятельно поступить, но лучше воспользоваться уже имеющимся опытом, послушать мнение других и только тогда сделать свои выводы.
- Как выбрать свой жизненный путь, профессию?
- Способности, таланты, естественно, присутствуют в каждом. Но есть творческие таланты и есть духовные. Мы в церкви говорим в большей степени, конечно, о духовных талантах. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. И дар Божий - это свободная человеческая воля, что дает заниматься творчеством, выбирать и любить. Понятно, что эти таланты есть в каждом человеке, они могут выражаться в большей или меньшей степени. Как отыскать в себе таланты, склонности, способности? Нужно стремиться, увлекаться, не пребывать в праздности и лености. Не думать, что с неба просто так что-то упадет, надо искать. И никому не завидовать и честно трудиться.
- Можно ли говорить, что у человека есть судьба и против нее ничего не поделаешь?
- Такое понятие, что судьба - это неизбежность, неправильно. Когда мы слышим, что Бог знает все о каждом из нас, то воспринимаем это как предопределение Божие. Как будто Бог все за нас решил и мы, проживая свою жизнь, образно говоря, движемся по рельсам своей судьбы. Да, Бог знает о человеке все, потому что Он находится в другом измерении, вне времени. И зрит и знает о нас в прошедшем, настоящем и будущем одновременно. Но это отнюдь не исключает возможность человека оказывать влияние на свою собственную жизнь. Бог дал ему свободную волю, и он сам выстраивает свою судьбу. Если человек повернется лицом к Богу, у него будет один жизненный путь, а отвернется - другой. То есть мы устраиваем свою жизнь вместе с Богом.
- Как понимать завет любить ближнего, как самого себя?
- Каждый из нас понимает, как он любит самого себя. Заботится, бережет, лелеет. Никто из нас не любит думать о себе плохо. Мы всегда стремимся показать себя перед другими в хорошем свете. Это и есть любовь к себе, которая, если пребывает в одиночестве, называется эгоизмом. То же самое, но направленное к другим, есть любовь к ближнему.
Примером такой любви является Бог, который есть Любовь. Эта Любовь не замыкается в самом себе, а распространяется вокруг Себя, во всем творении Божьем. Поэтому окружающий мир и был сотворен Богом по любви. Эту любовь, выраженную в красоте, величии и совершенстве Божьего мира, мы можем наблюдать вокруг себя. Чтобы ухаживать за этим миром, Господь сотворил человека как «венец творения». Кто может ухаживать за миром, который построен по любви? Только тот, кто любит. Поэтому мы призваны научиться любить. Именно поэтому Бог сотворил человека по Своему образу, то есть дал ему свободную волю, так как любить может только свободная личность. Но человек, совершив грехопадение, проявил нелюбовь к Богу и к миру, который Он создал. То есть в своем свободном выборе любить не научился. Последствия этого мы видим: мир Божий разрушается, условия жизни на Земле, экология ухудшаются, это признак чего? Нашей нелюбви.
Заповедь христианская гласит: «Люби Бога своего всей душой своей и ближнего своего, как самого себя».
Но мы плохо исполняем эту заповедь в своей жизни. Многое греховное считается в современном обществе допустимым, а иногда откровенный грех пытаются ввести в нормы общественной жизни, то есть в рамки нравственного закона. Зависть, недоброжелательство, распутство, сквернословие. Грехом являются раздор и ссора. А многие люди не считают это за грех. «Милые бранятся, только тешатся», - говорят в народе. Но во время бранной ссоры люди испытывают друг к другу неприязнь, а то и ненависть. Им бы вспомнить о любви к ближнему! А ведь не любящий ближнего своего не может любить и Бога, и все созданное Им. Вот так ссора разрушает мир, в котором мы живем. И это страшное преступление совершается каждый день.
- Если человек уже потерял мир в душе, стал алкоголиком, наркоманом - как можно ему помочь?
- Дело в том, что насильно заставить человека отрешиться от порока невозможно. Ему можно попытаться объяснить опасность греха, чтобы породить в нем желание исправиться. Мы в церкви используем молитвы, обращаясь к Богу, Матери Божией и святым праведникам о вразумлении попавших в зависимость от пороков. И Бог обстоятельствами жизни понуждает человека грешного задуматься, искать выход из создавшейся ситуации, искать и просить помощи, считая себя заболевшим, попавшим в греховный недуг. Даже практика показывает, что лечение алкоголизма и наркомании неэффективно, пока страдающий этими недугами не изменит свое собственное сознание, как говорят, пока «дна не испугается». Как говорится в народе, «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». У каждого человека свой предел испуга, свое дно, которого можно испугаться, одуматься и начать жить по-другому. От выбора зависит многое, и если человек не захочет исправиться, его ничем не заставишь и никак ему не поможешь. Если болящий будет отказываться осознавать себя болящим, то врач вылечить его не сумеет. То же самое касается и духовной болезни.