Продолжение. Начало в №1,2

Недостаточно в программе под редакцией Н.Е.Вераксы представлены инновационные подходы и педагогические технологии, предполагающие разумное дозированное использование в работе с дошкольниками возможностей современной информационной среды, что не соответствует образовательным потребностям современных детей и их родителей. Программа создавалась в то время, когда перед детскими садами не стояла проблема инклюзивного образования. (В программе есть коррекционный раздел, но адресован он специализированным детским садам.) Следовательно, она может быть дополнена парциальными программами, решающими задачи интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ в дошкольные организации общеразвивающей направленности.
Сохраняя традиции школы и имея положительный опыт адаптации зарубежных образовательных технологий, в разновозрастных группах детей (от 3 до 7 лет) реализуется программа М.Монтессори. Принципы построения образования дошкольников в группах Монтессори совпадают с основными принципами современного российского дошкольного образования, включая:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при которой ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка субъектом образовательных отношений;
поддержка и инициатива детей в различных видах деятельности;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов ребенка.
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки детей и создания условий для их успешной социализации и адаптации. Сильной стороной программы является возможность реализации на ее базе принципов и подходов инклюзивного образования. (Строго говоря, первоначально по замыслу автора она и формировалась как система обучения детей с особенностями в развитии, и только потом, доказав свою эффективность в работе с особыми детьми, она была с успехом распространена на обычных детей.)
В соответствии с п. 4 ФГОС ДО для оценки результатов освоения программы в группах, работающих по методу М.Монтессори, применяется система мониторинга в виде педагогической диагностики, основанной на методе наблюдения за индивидуальными достижениями ребенка от 3 до 7 лет. Продуктом образовательной деятельности детей является создание портфолио, которое наглядно демонстрирует прогресс в развитии ребенка. Зарубежная педагогическая система М.Монтессори - альтернатива отечественным и требует обязательной адаптации в условиях нашей страны и образовательной организации. К.Д.Ушинский справедливо указывал, что передается не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта. Перенимать необходимо идеи с последующим развитием и учетом конкретных возможностей педагога и условий, созданных в дошкольной организации. Безусловно, сильной стороной данной системы является детально разработанная предметно-развивающая среда, оснащенная разнообразными дидактическими материалами. Более 100 лет назад дидактические материалы М.Монтессори были адаптированы к социокультурным особенностям тогдашней России. Но работа современного педагога требует постоянного совершенствования среды развития ребенка. Необходимо создание новых дидактических материалов, соответствующих уровню развития общества, образовательным потребностям современных детей и их родителей.

Парциальные программы
Парциальные программы выбраны педагогами ДО самостоятельно, направлены на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие); на освоение разных видов деятельности и культурных практик. Содержание программ соответствует ФГОС ДО, введенному в действие приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155, поскольку отвечает его целевым ориентирам. Использование локальных авторских программ связано с включением в них новаторских идей образования дошкольников и потребностью их внедрения в практику. Профессиональная компетентность большинства педагогов ДО ГБОУ «Школа №109» позволяет интегрировать парциальные программы (отдельные элементы) в комплексную программу, не нарушая ее целостности.
В рабочих программах включение парциальных программ обусловлено возможностью корректировки и замены содержания тематических блоков, отдельных элементов комплексной программы «От рождения до школы» с учетом возрастных особенностей детей группы и условий, в которых живут дети и работают педагоги. Современный уровень развития общества меняет социальную ситуацию и условия развития детей дошкольного возраста. Появление Интернета, мобильных телефонов, планшетов и др. оказывает огромное влияние на развитие ребенка в дошкольном детстве. Отсюда применения только традиционных подходов в образовании дошкольников явно недостаточно. Ощущается дефицит инноваций, развивающих дошкольное образование и отвечающих требованиям ФГОС ДО.
Парциальные программы, включенные в рабочие программы и используемые в практической деятельности воспитателями детского сада в 2015-2016 учебном году

1. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности. С целью формирования у детей дошкольного возраста эстетического восприятия и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности используется авторская программа «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
Основными задачами программы являются:
развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира;
формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».
Автором построена модель эстетического воспитания детей, включающая три ведущих компонента:
1. Способность эмоционального переживания ребенка, развивающая мотивацию к его активному участию в художественно-изобразительной деятельности.
2. Способность к активному усвоению художественного опыта, к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию.
3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).
Сильной стороной программы является интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Вместе с тем в программе не полностью используются современные технологические средства информационной среды, позволяющие усилить эмоциональные переживания ребенка и углубить его восприятие произведений изобразительного искусства. К таким средствам относятся: оживление картин с помощью анимации (ожившие картины), аудио- и видеосопровождение путешествий по музеям и т. п.
Трудовое воспитание дошкольников представлено авторской программой Л.В.Куцаковой «Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду». (Программа и конспекты занятий» ФГОС ДОО.)
Занятия по конструированию и художественному труду развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение. Накапливая опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в постройках, поделках. Сотрудничество детей и взрослых - эффективное средство развития дошкольников в представленной области. Однако механизм такого сотрудничества в программе не представлен, его предстоит разработать самостоятельно. Кроме того, конструирование и художественное творчество открывают широкие возможности для обучения дошкольников проектной деятельности. Этот вид деятельности в программе не проработан.

2. Образовательная область «Речевое развитие»
Исходя из возрастных особенностей речевого развития детей в разных группах, воспитателями используются программы:
- Е.В.Колесниковой «От звука к букве». В программе представлена система увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами с целью формирования мыслительных операций, овладения навыками речевого общения, что также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
- О.С.Ушаковой «Программа развития речи дошкольников. ФГОС ДО». Она включает систему работы по развитию речи в разных видах деятельности детей от 3 до 7 лет. В основе системы лежит комплексный подход. Предложенная методика направлена на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, которые охватывают разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую) и решают основную задачу - развитие связной речи.
Авторы О.Л.Князева, М.Д. Маханева в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» знакомят детей с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. В программе представлены все виды фольклора, декоративная народная роспись, приобщающие детей к народной культуре. Материалы программы воспитывают в ребенке гордость за свой народ, формируют патриотические чувства. Однако обе программы не предусматривают специальных технологий речевого развития тех детей, для которых русский язык не является родным. Кроме того, учитывая многонациональный состав групп, необходимо знакомить детей с традициями культуры и фольклором других народов России, без чего невозможно формирование гражданской идентичности. Решать эту задачу целесообразно совместно с родителями.

3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Программа социально-нравственного развития дошкольников «Я, ты, мы» авторов О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Программа социально-эмоционального развития решает задачи, связанные с воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать свои возможности. Материалы программы направлены на формирование у детей коммуникативных навыков. Но в данной программе недостаточно используется такой эффективный инструмент формирования коммуникативных навыков, как сюжетно-ролевая игра.

4. Образовательная область «Познавательное развитие»
Программа экологического воспитания «Наш дом - природа» автора Н.А.Рыжовой.
Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Данная программа обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение». Основные виды детской деятельности на занятиях: игры (сюжетно-ролевые, дидактические, интеллектуальные). Программа гуманистической направленности построена на принципе интеграции образовательных областей с привлечением к ее реализации всех участников образовательных отношений.
Вместе с тем в рамках данной программы исследовательская деятельность дошкольников организуется «сверху» под контролем педагога, который диктует строгие алгоритмы исследовательской деятельности, что неизбежно на начальном этапе. Но программа имеет узкое поле вариативности и практически не предусматривает времени и места для проявления детской инициативы, что противоречит целевым ориентирам ФГОС.

5. Образовательная область «Физическое развитие»
Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авторов Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Д.Б.Стеркиной направлена на воспитание у ребенка навыка адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, формирует самостоятельность и ответственность за свое поведение. (Рекомендовано Минобрнауки РФ.)
Программа по воспитанию здорового образа жизни детей дошкольного возраста Т.А.Тарасовой, Л.С.Власовой «Я и мое здоровье» воспитывает у детей валеологическую культуру, вызывает глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, способствует развитию навыков ведения здорового образа жизни и ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
В программе «Светофор» Т.И.Даниловой излагаются содержание и технологии работы по обучению детей от 3 до 7 лет правилам дорожного движения. Программа жизненно необходима, развивает умение ориентироваться в различных ситуациях, вырабатывает у дошкольника привычку правильно вести себя на дорогах. В программе даны примерные конспекты занятий с детьми, расписанные по возрастным группам, и рекомендации, советы родителям для проведения бесед в домашних условиях.
Особое место в рабочих программах воспитателей занимает парциальная инновационная программа «Веселый день дошкольников» («ВеДеДо») Р.С. Коренблита, в основе которой заложены принципы ФГОС ДО:
поддержка разнообразия детства;
сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
уважение личности ребенка;
реализация образования в формах, специфических для детей дошкольного возраста.
«ВеДеДо» - синтез слова и музыки. В программе музыка - это средство общения взрослого и ребенка, часть повседневной жизни детей и воспитателя в группе. Сильной стороной программы является включение новых игровых форм: сюжетно-дидактических, режиссерских и театрализованных, игр-драматизаций с использованием современных технических средств. Включение в образовательный процесс песен, стихов, создание условий для спонтанной игры сохраняет специфику дошкольного детства. Программа ориентирована на эстетическое и творческое развитие ребенка. Приоритетными направлениями программы являются эстетическо-художественное воспитание и развитие речи с использованием высокохудожественных литературных текстов И.Бродского. А.Блока, И.Бунина, Саши Черного и др. Педагоги ДО включили сценарии данного проекта в перспективно-тематическое планирование как интегрирующий элемент в образовательных областях, связанных с изучением календарных месяцев. Комплект «Двенадцать месяцев» как часть образовательного проекта «ВеДеДо» успешно используется в группах детского сада. Кроме этого на занятиях воспитатели применяют отдельные песни из комплекта «Режим дня и навыки самообслуживания». Достоинством данной программы является интеграция нескольких видов искусства, реализация которых предполагает различные формы деятельности как для индивидуального творчества ребенка, так и его сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми. Автор рекомендует использование программы как в полном объеме, так и выборочно.
Содержание вышеперечисленных образовательных областей включает работу детей в различных видах деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, таких как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская и др., а также определяет активность ребенка в изобразительной, музыкальной, двигательной деятельности, самообслуживании и бытовом труде и др.
В рабочих программах воспитателей используется интеграция не только парциальных программ в комплексные, но и современных методических пособий, технологий инновационного характера, дополняющих традиционные приемы в работе с дошкольниками. Например, включение пособия Е.А.Ульевой «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2-6 лет» (соответствует ФГОС ДО) позволяет эффективно организовать учебный процесс как при фронтальной работе, так и на индивидуальных занятиях. На занятиях происходит знакомство с литературными произведениями, основами природоведения, правилами поведения. Используя методику интерактивной сказки, путем погружения в материал развиваются память, логика, речь и творческие способности ребенка. В ней каждый ребенок играет определенную роль, своего героя, и в то же время работает в коллективе, создавая вместе единое целое. Все интерактивные занятия просты, интересны и поучительны, не требуют создания специальных условий. Их значение велико. В них ребенок учится правильно излагать свои мысли, получает знания, раскрывает свои творческие способности, становится увереннее в себе. На данных занятиях решается множество психологических задач, обозначенных в целевых ориентирах планируемых результатов образования дошкольников.
Пособие Е.А.Мартыновой и И.М.Сучковой «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» предлагает воспитателям тематическое планирование, конспекты занятий. В контекст занятий включены разнообразные научно-практические методы, позволяющие обеспечить единство теоретической и практической деятельности детей: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, исследования и экспериментирования с предметами и материалами, игровые проблемные ситуации. Материалы пособия позволяют активизировать познавательную деятельность, сформировать у детей эмоционально-ценностное отношение к природе.
Методическое пособие О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» из программы «Детство» используется в образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников. Воспитателям предлагаются интересные формы ознакомления детей с учебным материалом на занятиях по изучению экологии и окружающего мира: экологические игры, фольклор и др. Рабочие тетради и CD-диски являются практическим сопровождением методического пособия. Привлекают внимание варианты проектной детской экологической деятельности по формированию экологической культуры у дошкольников.
Применение методических пособий по развитию речи дошкольников В.В.Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Развитие речи в разновозрастной группе детского сада» используется с целью последовательного, целенаправленного обучения детей родному языку, своевременной помощи ребенку в формировании звуковой культуры речи, овладении лексикой, грамматикой, связной речью. Большое внимание уделяется работе с устной речью детей как на занятиях, так и вне их, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой. В пособиях представлены упражнения на развитие диалогической речи. Содержание методических пособий развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми, совершенствует речевые коммуникации.
Отдельные направления гражданско-патриотической системы воспитания дошкольников, представленные в методическом пособии Н.Г.Зеленовой и Л.Е.Осиповой «Мы живем в России», интегрированы в рабочие программы воспитателей и используются ими в практической деятельности. Перспективное планирование, подробные конспекты занятий, практический материал, авторские дидактические игры оказывают помощь воспитателям в работе по усвоению детьми знаний о родном крае, культуре родной страны - России, ее прошлом и настоящем.
В методическом пособии Н.В.Алешиной «Знакомство с родным городом и страной (патриотическое воспитание)» представлена работа по воспитанию в детях дошкольного возраста чувства любви к родному городу и родной стране.
Автор систематизирует занятия по неделям, предлагая различные формы работы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы и др.
Предложенные парциальные программы, методические пособия и технологии не противоречат требованиям ФГОС ДО, взаимодополняют друг друга.
Анализ программ, выявляющий их потенциал, позволяющий продвигаться к целевым ориентирам ФГОС ДО, лишь первый необходимый этап интеграционной работы. Для подлинной интеграции необходим анализ программ на предмет их совместимости между собой. В противном случае мы получим педагогическую эклектику (механическое соединение головы овцы и туловища быка).

3.6. Рабочие программы педагогов-дошкольников
Интеграция комплексных и парциальных образовательных программ позволяет построить ООП ДО в конкретной организации. Реализуя эту программу, на ее основе педагоги создают свои рабочие программы, ориентированные на конкретный контингент дошкольников. Алгоритм создания рабочих программ очевиден:
комплексная характеристика группы с учетом особенностей и потребностей дошкольников;
выделение группы риска на основе собственных наблюдений, бесед с родителями и привлечения специалистов: медиков, психологов, дефектологов, логопедов:
корректировка тематического и календарного планирования с учетом полученных данных;
постоянная коррекция учебного процесса на основе отслеживания динамики личностного роста детей;
включение в рабочие программы парциальных программ, направленных на достижение целевых ориентиров ФГОС ДО.
Конкретные рабочие программы педагогов-дошкольников, будучи максимально приближенными к детям, являются главным инструментом реализации ООП ДО.