Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу которой положены культурологический и личностно ориентированный подходы.

Цель программы: разностороннее физическое и духовное развитие обучающихся, формирование их осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Достижение цели возможно через решение следующих задач:
- обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- развивать основные физические качества, координационные, ориентационно-пространственные, временные, ритмические способности;
- формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
- обучать навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями, досуга;
- формировать представление о здоровом образе жизни;
- обучать элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации) и самодиагностики;
- воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в творческой деятельности.

Содержание программы «Эстафета здоровья»
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Эстафета здоровья» для младших школьников рассчитана на 1 год обучения, 35 часов. Программа предполагает проведение занятий со школьниками 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия - 30-40 минут.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя информацию:
- о технике безопасности во время занятий физическими упражнениями и спортом;
- об основах здорового образа жизни;
- об оборудовании и спортивном инвентаре для различных видов спорта;
- об Олимпийских играх и видах спорта;
- о дозировке нагрузки в соответствии с частотой сердечных сокращений (ЧСС).
Практическая часть включает в себя:
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие физических качеств, координационных, ориентационно-пространственных, временных и ритмических способностей;
- обучение навыкам самодиагностики (пульсометрия);
- обучение умению рационального использования сил организма в зависимости от индивидуальных способностей;
- обучение умению быстро переключаться с одного вида деятельности (упражнения, задания) на другой;
- проведение эстафет с целью формирования личностных качеств и культуры поведения в соревновательной деятельности;
- развитие психомоторики и психических качеств (мышление, быстрота реакции, внимание и др.);
- обучение навыкам самостоятельной организации своего досуга.

Планируемые результаты освоения программы
Программа по внеурочной деятельности «Эстафета здоровья» способствует формированию следующих универсальных учебных действий.
В сфере познавательных УУД речь идет об умениях:
- ориентироваться в понятии «здоровый образ жизни»;
- понимать значение занятий по оздоровлению;
- ориентироваться в видах спорта;
- выявлять связь занятий физическими упражнениями и спортом с досуговой и урочной деятельностью;
- характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха;
- планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
- осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни.
В сфере личностных УУД будут формироваться:
- установка на здоровый образ жизни;
- основы своей этнической принадлежности в процессе знакомства с народными играми;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
- знание основных моральных норм на занятиях спортом и ориентация на их выполнение.
Умения в сфере регулятивных УУД:
- организовывать места занятий физическими упражнениями и спортом;
- соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
- оценивать правильность выполнения действия;
- проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
- организовывать и проводить игры во время досуга (перемена, каникулы);
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Умения в сфере коммуникативных УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в группах, микрогруппах, парах;
- контролировать действия партнера в парных упражнениях;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
- задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера индивидуально и в сотрудничестве с партнером.
В ходе реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Эстафета здоровья» обучающиеся должны
узнать:
- основные правила гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- о влиянии вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- о воздействии двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- способы сохранения и укрепления здоровья;
- о развитии познавательной сферы;
- о влиянии здоровья на успешную учебную деятельность;
- о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- о полезных и вредных продуктах, значении режима питания;
научиться:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать полезные и вредные продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
- определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать свое поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Главным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Формы учета знаний и умений для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности «Эстафета здоровья» происходит с помощью портфолио обучающихся. Система оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, соревнования.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося. Важно также, что обучение проходит в рамках командного сотрудничества, при котором каждый обучающийся - значимый участник деятельности.

Прим. ред. Методические рекомендации, примеры игр, дополнительные материалы размещены на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/1051.

Семен ВОСТРИКОВ, учитель физической культуры; Людмила КУЛИНА, учитель русского языка и литературы, средняя школа №4 города Черногорска, Республика Хакасия