Чудо творчества
В 80-е годы XX века ученики московской школы №875 своими руками оформляли школьные интерьеры. Разбуженная в них потребность собственными силами преображать окружающую их среду обитания перешагнула рамки школы. Сначала это был детский сад. Идея помочь маленьким детям, сделать для них веселые панно, поднять им настроение была важна для взрослых школьников. Они приложили свои силы для доброго дела, почувствовали свою значимость. Затем в нашей жизни возник детский дом №29. Детям-сиротам больше всего необходимы индивидуальное общение, дружба. Они должны чувствовать, что небезразличны людям. Общение с воспитанниками детского дома вызывало эмоциональный отклик, чувство сопереживания, соучастия у школьников. Не случайно из 20 человек, постоянно работавших в детском доме, пятеро выбрали профессию педагога.
В рамках реабилитационного лагеря для детей, перенесших онкологические заболевания, у нас, педагогов, появилась возможность успешно реализовать творческую программу, мы помогали детям почувствовать себя творцами. И снова ученики школы общались с ребятами, которые столкнулись с исключительными жизненными обстоятельствами...
Под воздействием искусства порой происходят чудеса. Мы видели это во всех вышеперечисленных детских учреждениях. Не надо бояться давать детям задания чуть сложнее, чем принято по программе. По разным причинам - одиночество, болезнь - судьба опрокидывает детей назад в своем развитии. Если удается разжечь хотя бы маленький огонек, дать почувствовать себя творцом, у ребенка раскрываются огромные возможности. Так, два воспитанника детского дома выиграли международный конкурс «Моя Англия» и отправились в Лондон. Работая с детьми, перенесшими онкологические заболевания, школьники осваивали будущие профессии. Поощрялась любая инициатива. Так, С., мальчик, который любил движение, танец, стал «главным балетмейстером». Придумывая композиции, хрупкий неуверенный малыш превратился в успешного специалиста, который создал свой театр танцев. О., создавая авторские шляпы и костюмы, стала дизайнером. А. вечно возилась с малышами - выучилась после школы на педиатра. Ребята из коррекционной школы победили в конкурсе среди здоровых детей, представив лучший проект оформления школьного здания. Таких примеров множество. Сила творчества способна преобразить любого ребенка.

Программа «Дети - детям»
История дружбы детей нашей школы №875 и детей из интерната №44 (сейчас ГБУ «Комплексный реабилитационно-образовательный центр») заслуживает особого внимания. Директор 875-й школы Ирина Станиславовна Козлова рассказывает, что в 2007 году в детском парке «Фили» проходил праздник «День знаний». В концерте принимали участие воспитанники интерната №44 для детей с ограниченными возможностями. Ребята на колясках красиво пели, но их внешний вид вызвал возмущение некоторых местных жителей: «Что делают здесь эти дети? Они портят праздник!» «И мы поняли, что эти дети обязательно будут нашими друзьями, - вспоминает Ирина Станиславовна, - а мы сделаем все, чтобы наши ученики научились сочувствовать и жалеть, понимать и принимать этих ребят, относиться к ним как к равным». С тех пор каждую среду школьники и учителя приезжают в гости к ребятам в интернат. Коллективы детей, учителей и администрации нашей школы и ГБУ «КРОЦ» (директор Виктория Игоревна Николаенко, зам. директора по воспитательной работе Людмила Николаевна Гончарова) стали друзьями и соратниками в воспитании ребят. Мы все понимаем, что общение очень важно и для тех, и для других детей. С сентября я примкнула к этому движению, что является для меня большой честью. Была одобрена программа «Дети - детям». Попробую немного рассказать о наших поездках в интернат.
День первый. Знакомство
В комнату въехали ребята, и мы сразу же легко познакомились. Дети рассказывали о себе, своих любимых занятиях, мечтах, мы узнали, что один хочет стать химиком, другой - бухгалтером, психологом, писателем. Что сразу поразило? Доброжелательность, улыбки - нас ждали, обрадовались нашему приезду. На вопрос, кто не умеет рисовать, все радостно подняли руки. Поэтому было предложено задание - нарисовать в стиле «дудлинг», что означает «бессознательный рисунок». В таком рисунке нет строгих правил, каждый творит свои миры - то ли каракули, то ли образы. Но даже это задание вызвало трудности. Наши ученики, которые помогали ребятам, вступили в разговор, и вскоре уже царила непринужденная обстановка. А мне пришлось срочно перестраивать свои замыслы, чтобы дети могли рисовать, даже если не слушается рука.

«Зачем мы ездили в интернат? Во-первых, принести радость ребятам. Во-вторых, я хочу отдавать свою энергию, любовь, заботу детям, которые нуждаются в этом. Да, у многих есть мамы, папы, учителя, друзья, но ведь мы люди из другого мира и мы обязаны дарить им частичку этого мира через общение, совместную деятельность, чтобы наш мир был общим. Нельзя вложить, впихнуть в детские головы мысль о пользе того, что мы делаем. Это должен почувствовать человек сам. Радость от совместной деятельности поможет в этом». Маша
«Хочется помочь ребятам почувствовать себя такими же, как все мы». Марина

В каждой поездке принимают участие классные руководители, которые активно включаются в работу, - Ольга Борисовна Полуднева, Альбина Юнусовна Ахметшина, Анастасия Олеговна Касимова, Евгений Александрович Фомичев, Елена Анатольевна Струс, Ольга Андреевна Морозова, Ольга Николаевна Бояркина, Наталья Тиграновна Кожедуб. Нам очень помогают коллеги из интерната - Людмила Николаевна Гончарова, Наталья Николаевна Маркина, Ольга Егоровна Назарова, Галина Николаевна Шишканова.

Как мы рисовали руками
Каждый рисует дерево в осеннем наряде. А чтобы легче справиться с непослушными руками, надеваем перчатки, разводим гуашь, ищем цвета осени. Достаточно дотронуться пальцем до краски - и получатся яркие отпечатки. Деревья на глазах превращаются в осенние. Это напоминает технику «пуантализм». Рисование захватывает и наших учеников, которые работают вместе с особыми детьми, помогают им. А потом компонуем деревья, и получается целый осенний лес, части которого можно переставлять, группировать по-другому - добиваться совершенства.
После каждого занятия, когда дети уезжают на полдник, мы с ребятами остаемся, чтобы обсудить день, поделиться впечатлениями.

«Лично для меня это большой шаг в моей жизни. Я очень долго не могла собраться с духом, чтобы приехать сюда. Но теперь я поняла, что наши поездки - это просто потрясающе. Атмосфера, которая создается при совместном творчестве, общение. Ведь это очень важно - научиться поддерживать людей. Приятно сознавать, когда рядом у тебя есть дружеское плечо, знать, что ты не один. Я очень уважаю людей, которые верят и поддерживают детей в трудный момент, и я сама хочу чувствовать себя нужной. Вера и поддержка - лучшее лекарство. Спасибо!»

Как мы летали на бумажных самолетах вокруг Земли
Мы разрезали на пазлы большой круг - Землю - и предложили ребятам пофантазировать, отправиться в экспедицию в любой уголок планеты и найти там необычные растения, зверей, птиц, а потом нарисовать на пазлах, что они увидели и рассказать об этом. Слово дополнит рисунок. Иногда легче рассказать, чем нарисовать. А добраться легче всего на самолете. Значит, сделаем бумажные самолеты и апробируем их в полете. Эту игру ребята приняли с удовольствием. Истории получились такие.

Андрей: «Я прилетел на остров, где было очень жарко, прилег вздремнуть. Вдруг кто-то ласково дотронулся до меня. Я открыл глаза и увидел слона. Он был добрый и любопытный. Мы быстро нашли общий язык. Слон с малышом попили и меня обрызгали водой. Было жарко».
Лена: «Я попала на остров, где местная девочка праздновала день рождения. Необычные цветы окружали нас. Я подарила ей рыбку».
Никита: «Мне встретился необычный синий олень. Его шерсть переливалась всеми цветами, потому что светило северное сияние».
Иван: «Мне не повезло. Я попал в самое болото, где квакали лягушки и кусались комары. Только черепаха сидела молча на месте и была похожа на Тортиллу».
Даня: «Было пусто вокруг. Только маленький тигренок потерялся. Пришлось искать родителей».
Нинэль: «Под елкой, среди шуршащих листьев, вылез посмотреть на меня непонятный зверь - то ли мышь с сорока ногами, то ли кто-то неизвестный».
Рита: «Мне было очень интересно слушать, о чем они рассказывают, смеяться вместе с ними, смотреть, как они улыбаются, занявшись делом. Они хотят заниматься, стараются, а мы помогаем им, если трудно. Работать было увлекательно не только им, но и мне тоже».
А когда все пазлы сложили, получился целый мир, удивительный и фантастический.

Как мы участвовали в марафоне
Традиционный марафон проходил с участием школ-волонтеров. Нам надо было придумать три задания, которые можно выполнить за 15 минут. Мы заранее подготовили необходимые материалы для работы.
На нашей станции побывали 75 ребят. Из геометрических фигур мастерили города, диковинных зверей, замки, волшебные острова, составляли картины из пазлов, изготовленных своими руками. Особенно пришлось по душе изготовление масок из простых бумажных тарелок. На фотографиях за маской мы видим смеющиеся глаза, улыбки. Маска - особый предмет. За ней можно спрятаться, она помогает побороть робость, не бояться каких-либо изъянов во внешности. Маска - это тайна. Ребята активно общались со своими консультантами, нашими учениками, в группах часто раздавался смех, шли оживленные разговоры.

«Я приезжаю, чтобы поддержать детей, общаясь, показать им, что они такие же, как мы, пообщаться, поднять им настроение. Сегодня мы очень постарались, было много впечатлений - делали маски, придумывали пазлы, разговаривали. Поддержать детей - главное, если хочешь делать добро. Доброта - главное чувство в мире. Доброта и человечность». Галя
«Я занималась с ребятами масками. Меня впечатлило, как ребята трепетно отнеслись к этой работе. У них горели глаза. И я поняла, что мы это делали не зря. Я поражена…» Юля

Как мы развивали моторику рук
Скручивать бумажные полоски в технике «квиллинг» было трудно, но полезно. А потом мы вместе рассматривали, что же у нас получилось. Композиции и просто отдельные цветы - это наши первые результаты. Мы еще вернемся к этим упражнениям, а пока история о цветке, который получился у Насти. Настя говорила, а ребята записывали:
«Удача. Нашелся цветок, настоящий цветик-шестицветик. Один листик уже кто-то оторвал. А я загадала желания: первое - главное, чтобы родные были живы и здоровы, второе - чтобы не было войны, третье - чтобы жизненные обстоятельства не смогли победить мечту, четвертое - чтобы иметь возможность заниматься любимым делом, пятое - чтобы не было некрасивых девушек и женщин, а шестой листок оставлю кому-нибудь, у кого будут свои желания».

«Я получила какие-то особые эмоции. Мы работали с Настей, у которой мечта - стать писательницей. И вот то, что мы сегодня делали, - это не просто помощь в развитии их ручек. Это было что-то особенное, какое-то сближение, это очень нужно и важно». Саша

Игра в куклы - дело серьезное
Сегодня в интернат едут самые младшие, 5-6-е классы. Как адаптируются они при встрече с более взрослыми ребятами, какую совместную работу им предложить? Решили обратиться к куклам-марионеткам. Кукол любят и взрослые, и дети. А марионетки помогут сделать камерный спектакль. Мы не ожидали, что младшие ученики так быстро подружатся с ребятами из интерната. Школьники своей непосредственностью размягчили ребят из интерната, которые чувствовали себя старшими. И истории, которые они придумывали, были детскими, для маленьких гостей. Персонажи, кроме настоящих марионеток, были придуманы и сделаны из шариков, перьев, палочек и ткани. В этот раз мы работали командой. Елена Анатольевна Струс, классный руководитель пятиклашек, объединила группу певцов, которые с большим удовольствием создавали музыкальный фон, а Наталья Тиграновна Кожедуб вдохновляла ребят на создание сказочных историй. Получился настоящий домашний театр. Удалось создать ту теплую обстановку, которой порой так не хватает детям.

«Мы подружились, вместе составляли добрые и забавные истории с нашими придуманными героями, была очень хорошая обстановка. Сначала было сложно. Но потом мы разговорились, открытые и добрые ребята окружали нас. Хотелось бы приехать еще раз». Альбина

Новый год
Каждый человек любит получать подарки, но мы учились делать подарки для других, родных и друзей. Носки превратились в зайцев…
Весь мир пишет Деду Морозу письма. И хоть ребята решили, что Деда Мороза не бывает, они тоже письма написали. Ребята не просили каких-то особенных дорогих вещей, в большинстве писем - тревога за родных и близких, пожелания им здоровья, просьба, чтобы появились постоянные друзья.
Н. обратился не к Деду Морозу: «Дорогая Жизнь! Пишет тебе Н. Я старался быть послушным, прошу тебя, чтобы появились у меня хорошие друзья, которые уважали бы меня, не смеялись бы надо мной и дорожили дружбой».

«Порой кажется, что все вокруг плохо, весь мир против тебя, жизнь тяжела, но, глядя на этих ребят, на то, как они преодолевают свой путь, начинаешь по-другому смотреть на жизнь и ценить ее». Нина

Наши заметки не закончены. Уже сейчас зреют новые планы, мы продолжим наше сотворчество и общение.

Наталия БОГДАНОВА, педагог дополнительного образования школы №875 Москвы, заслуженный учитель РФ