Тип урока: урок актуализации знаний и умений.
Технологии обучения: активные методы обучения (АМО), теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), технология сотрудничества, технологияMind Mapping (ментальные карты), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), технология дифференцированного обучения, технология веб-квест.
Оборудование: билеты для посещения старорусской усадьбы двух цветов с листом оценки и самооценки, карточки с фразеологизмами и толкованиями их значений для игры «Жокей и лошадь», 2 ноутбука, программное обеспечение iMindMap 8, рабочие тетради по теме урока.
Цели урока:
- обучение написанию сочинения - описания интерьера;
- обогащение словаря учащихся лексикой определенных тематических групп;
- развитие способности овладевать синонимическими средствами языка;
- развитие умения анализировать тексты с целью определения связи между содержанием и отбором языковых средств;
- воспитание самосознания и общероссийского гражданского сознания, любви к Родине, к культуре своего народа, к культурам других народов России;
- воспитание бережного отношения к предметам старины.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия:
- смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации учебной деятельности;
- нравственно-этическая ориентация (исходя из социальных и личностных ценностей).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- знаково-символические действия (создание ментальной карты);
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов публицистического стиля;
- умение составлять текст публицистического стиля речи.
Логические:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез как составление целого из частей;
- подведение под понятия, выявление следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
- оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Ход урока
I. Организационный этап
Цели: формирование малых групп, в которых пойдет основная работа. Мотивация к активной заинтересованной работе на уроке.
Учитель приветствует учащихся, поясняет назначение билетов разных цветов (деление на две группы), напоминает о листе оценки и самооценки. Организует работу над значением слова «усадьба».
Ученики приветствуют учителя, читают значение слова «усадьба».
Метод обучения: АМО «Счастливый билет».
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель: подведение учащихся к формулировке темы урока, его цели и задач, к определению результатов, которых они ожидают от урока.
Учитель предлагает отгадать кроссворд, для того чтобы определить тему урока. Подводит обучающихся к определению результатов, которые они ожидают от урока («Корзина ожиданий»).
Ученики отгадывают кроссворд в рабочих тетрадях, формулируют тему урока, ставят цели. Записывают ожидания от урока на листочках, кладут их в «Корзину ожиданий».
Метод обучения: АМО «Корзина ожиданий» (модифицированный прием «Дерево ожиданий»).

III. Актуализация знаний
Цель: актуализация знаний об описании помещений в произведениях художественной литературы, об интерьере русской и татарской изб.
Учитель предлагает обучающимся вспомнить, в каких произведениях они встречали описание интерьера. Организует работу с текстом повести «Старосветские помещики» Н.В.Гоголя. Предлагает оценить свою работу и поставить оценки в листы оценки и самооценки. Контролирует выполнение работы с веб-квестами и ментальными картами.
Учитель: На уроках литературы мы неоднократно знакомились с произведениями, которые содержат описание жилья героев. Назовите такие произведения («Муму» И.С.Тургенева - описание каморки Герасима, «Дубровский» А.С.Пушкина - описание шалаша Дубровского).
А что мы можем сказать о хозяине этого дома?
Как вы думаете, когда был построен этот дом?
Это современный дом, он всего лишь стилизован под древнерусское зодчество и интерьер.
В интерьере этой усадьбы присутствуют национальные черты? Какие?
Мы не раз с вами говорили, что Россия многонациональное государство. Оренбургский край тоже многонациональный. Рядом с нашим селом в нескольких километрах есть татарское село Сарманай. У наших односельчан есть знакомые и друзья из Сарманая.
Вам когда-то приходилось быть у татар в гостях? Что может быть национальной особенностью в их доме?
Я предлагаю вам продолжить работу в группах и рассмотреть русскую и татарскую избы. Итогом вашей работы станет ментальная карта.
Подведем итог нашей работы. Каков интерьер русской избы? Татарской избы? Что общего и в чем отличия русской и татарской изб?
Ученики называют произведения, в которых описывается интерьер.
Читают фрагмент повести «Старосветские помещики» Н.В.Гоголя. Отвечают на вопросы по тексту. Работают по группам с веб-квестами и создают ментальные карты. Оценивают свою работу внутри групп и ставят оценки.
Методы обучения: технологии «Ментальная карта», «Веб-квест», прием ТРИЗ «Райтинг».

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации
Цель: формирование на основе нового знания собственного аргументированного представления об изучаемом.
Учитель предлагает поработать в парах, составить паспорт слов, называющих предметы интерьера усадьбы (печь, ухват, самовар).
Ученики работают в парах, составляют паспорт слова, озвучивают результат работы, выставляют оценки в листы оценки и самооценки.
Методы обучения: приемы ТРИЗ «Паспорт слова», «Райтинг».

V. Физминутка
Цель: создание условий для смены деятельности.
Учитель организует игру «Жокей и лошадь».
Учитель: В современном русском языке есть немало фразеологизмов со словами, называющими предметы интерьера русской избы, предметы старины. Я предлагаю вам поиграть в игру «Жокей и лошадь». Участник одной команды читает фразеологизм, участник другой, у которого есть значение этого фразеологизма, входит в команду «жокеев».
Ученики в составе групп называют фразеологизм и его значение.
Методы обучения: прием интерактивного обучения ТРИЗ-технологии «Жокей и лошадь» (каждый «жокей» должен найти свою «лошадь»).

VI. Обобщение и систематизация знаний
Цель: систематизация информации о предметах интерьера старорусской усадьбы.
Учитель организует работу по заполнению «Морфологического ящика».
Учитель: А теперь попытаемся описать отдельные предметы интерьера этой усадьбы.
Для этого нужно заполнить таблицу, используя слова для справок. Первый столбик заполняют все; 2, 3, 4-й - первая группа, 5, 6, 7-й - вторая группа.
Ученики заполняют таблицу, распределяют словосочетания по группам. Внутри группы выполняют взаимопроверку работ, выставляют оценки в лист оценки и самооценки.
Методы обучения: прием ТРИЗ «Морфологический ящик», технология сотрудничества.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Цель: организация контрольно-оценивающей деятельности.
Учитель предлагает написать сочинение - описание интерьера старорусской усадьбы.
Учитель: Приступаем к созданию сочинения-описания. В рабочих тетрадях представлен примерный план. Вы можете писать по предложенному плану, а можете составить свой план.
Ученики пишут сочинение в черновом варианте. Читают полученные работы, корректируют.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Учитель объясняет домашнее задание: подкорректировать сочинения, переписать в тетрадь.
Творческие задания на выбор: 1) папарацци (составить репортаж о предмете старинного русского быта); 2) сочинение-описание «Интерьер татарской избы».
Методы обучения: элементы технологии дифференцированного обучения.

IX. Рефлексия
Цель: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения.
Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке, предложив заполнить «рефлексивную мишень». Зачитывает записки из «Корзины ожиданий», предлагает ответить на вопрос: оправдались ли ожидания от урока?
Ученики комментируют свои ожидания от урока. Суммируют баллы из листов оценки и самооценки, находят средний балл.
Метод обучения: прием АМО «Рефлексивная мишень».

Прим. ред. Приложения к уроку опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/1050.

Вера КРАСНОВА, учитель русского языка и литературы, кандидат педагогических наук