И вдруг однажды он заявил дома: «Больше не пойду в эту школу. А Марию Ивановну я больше не люблю». Конечно, мама тут же начала выяснять, что случилось. Последовали вопросы: ты получил двойку? плохо вел себя на уроке? она тебя ни за что отругала? Мальчик мотал головой и говорил: «Нет». Только на другой день рассказал, что произошло. Оказалось, что недавно он по дороге домой оказался позади Марии Ивановны, которая шла с другой учительницей. И вот Мария Ивановна с возмущением говорила: «Ты представить себе не можешь, как мне надоели эти оболтусы, поганцы, видеть их не хочу, причем всех до единого».
Вот так, был нервный срыв, который учительница не смогла сдержать, неосторожно высказанные слова, нечаянно услышанные учеником. Эта неожиданность стала причиной, по которой мальчик разочаровался не только в любимой учительнице, но и в любимой им математике. Я объяснила маме этого мальчика, что в каких-то ситуациях у любого человека могут не выдержать нервы и он может даже самому близкому человеку наговорить всяких колкостей, обидных слов: «я терпеть тебя не могу», «уйди с глаз моих...» Она поняла. Но как объяснить это мальчику? Как вернуть его доверие педагогу? Дело очень нелегкое. Правда, Мария Ивановна сумела (у нее 30-летний стаж работы в школе) найти подход к этому ребенку. Не сразу, конечно, но отношения наладились. Вот уж воистину: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».
Когда-то учитель был непререкаемым авторитетом и для родителей, и для их детей. Особенно в селах, где он нередко был главным духовным, моральным авторитетом. Сегодня все изменилось. Многие считают, что дело родителей - кормить, одевать, устраивать интересный досуг. Впрочем, последним озабочены далеко не все. А школа, учителя, по мнению немалого числа родителей, должны и обязаны учить и воспитывать детей. И если что-то у ребенка не получается в школе, плохо учится или ведет себя, грубит педагогу, они обвиняют школу, учителя: «Не научили, не воспитали». И такой вердикт оглашается в присутствии сына или дочери. И дети тоже начинают с недоверием, а то и враждебно относиться не только к определенному учителю, но и к остальным тоже.
Анна Савинова из Москвы рассказывает:
«Однажды я после двадцати пяти лет учительства захотела уйти немедленно из школы, потому что случилось на уроке из ряда вон выходящее. Все ребята писали контрольную работу, а Алексей - мальчик дерзкий, не просто непослушный, а грубый и с товарищами, и с учителями - к контрольной даже не приступал, занимался со своим мобильным. Я, конечно, сделала ему замечание. И когда он не реагировал, сказала: «Не хочешь учиться в школе, переведем в колледж». Тогда Алексей встал, подошел к столу и заявил: «Ты сама уйдешь из школы, а меня никто не выгонит, я свои права знаю».
Увы, надо признать, что учитель порой беззащитен перед откровенным хамством и чванством, исходящих от чиновников, от некоторых «успешных» родителей и их «крутых» недорослей.
Эльвира Иванова из Калуги считает, что самое важное - установить контакт с родителями: «Получив классное руководство в новом классе, - пишет она, - я прежде всего стараюсь познакомиться с родителями и сделать их своими союзниками. Приглашаю на общую беседу, не на собрание, а на личную встречу, с чаепитием, где в свободной обстановке мы говорим о детях, их проблемах, связанных с учебой и поведением. Намечаем совместные мероприятия. Кроме того, по сложившейся традиции родители бывают у меня на уроках. По их отзывам, они так лучше узнают своих детей, их трудности в учении, их отношение друг к другу, учителям».
Учитель, ученик, родители - главные действующие лица в школе. От их взаимодействия, взаимопонимания зависят учеба, самочувствие детей.