С этой точкой зрения не согласились представители педагогического сообщества и школьники. Первые аргументировали тем, что в Петербурге создана открытая образовательная среда, и она естественным образом приглашает к участию в процессе управления. Другое дело, что люди зачастую под «участием в управлении» понимают «участие в принятии решений», но такие полномочия есть только у руководителя образовательной организации, а не у сторонних лиц.
Представители ученического сообщества считают важным достижением создание во многих образовательных организациях органов ученического самоуправления. К примеру, члены школьного парламента часто вносят предложения, которые могут повлиять на имидж, рейтинг, саму жизнь школы.
Любопытно, что представители родительского сообщества в этой дискуссии, с одной стороны, согласились с тем, что сегодня есть возможность вносить инициативы, формирующие политику школы, а с другой - четко обозначили, что поле родительской инициативы - это помощь в организации экскурсий, походов, праздников, акций, и не более. Не родительское это дело - указывать государственному учреждению, какую образовательную программу использовать, каких педагогических работников набирать...
Однако и педагоги, и ученые, и школьники попытались оспорить высказанную позицию. По мнению и тех, и других, и третьих, обсуждать программу развития образовательной организации, намечать перспективы и любыми возможными инициативами способствовать их успешной реализации - это именно родительское дело. И примеров плодотворного сотрудничества школы и общества в таком ключе в Петербурге много.
Своим позитивным опытом поделилась директор лицея №410 Пушкинского района Ольга Ткачева. Два года назад здесь был создан общественный совет развития, куда вошли не только представители лицея, но и деятели науки, искусства, бизнес-сообщества. За это время было реализовано множество интересных проектов, которые предложили именно члены общественного совета, и один из них - «Школа - лаборатория инноваций». Благодаря поддержке членов общественного совета в лицее появилось также школьное телевидение, усилилась профориентационная работа, проводится фестиваль короткометражных фильмов. Так что, по мнению Ольги Ткачевой, нет ни одной задачи в жизни школы, которую можно было бы решить без общественной составляющей.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург