Галина ПРОКАЧЕВА, директор Винницкой школы Подпорожского района, Ленинградская область:

- Наша школа расположена в местности, где коренным населением были вепсы. Больше половины наших детей имеют вепсские корни. Правда, многие из них уже не говорят на родном языке и не очень хорошо знают вепсскую культуру, традиции и обычаи. Но самобытность не должна исчезать, нельзя уничтожать свои корни. Поэтому в нашей школе в рамках концепции воспитания есть специальная подпрограмма «Вепстерра», где ребята изучают традиции народности. Мы также участвуем в олимпиадах по вепсскому языку, проводим экологический слет, куда съезжаются ребята из ближайших регионов, тоже говорящие на вепсском языке. В нашем загородном лагере одна летняя смена обязательно этнографическая, причем воспитателями там работают носители языка. Проводятся мастер-классы по изготовлению вепсских кукол, выпечки, оберегов. Ребята знакомятся с древними обрядами, учатся обращаться к Хозяину леса, Хозяину озера и т. д. Но самое главное, что на эту смену может записаться любой ребенок, даже тот, кто не имеет родственников-вепсов.
Кроме того, в нашей школе обучаются несколько детей из азиатских республик, из стран Закавказья. Конечно, они проходят обучение на русском языке. Если дети не знают русского языка, а у нас были такие ситуации, то для таких ребят проводят дополнительные консультации и занятия.
Нужно заметить, что никаких сложностей в плане взаимодействия детей разных национальностей мы не испытываем. Главный секрет здесь в том, что мы не делаем никаких различий между ребенком-вепсом, русским или армянином. Требования одни и те же, в мероприятиях участвуют все дети без исключения. Если ребята дружат, то национальность для них не имеет значения.


Шолпан СЕКСЕМБАЕВА, директор Каразюкской основной школы Нововаршавского района, Омская область:

- Наша школа малокомплектная: 70 детей, считая и малышей в подготовительной группе. Находится она в казахском ауле Каразюк, тоже очень небольшом - чуть больше сотни дворов. Развитие этнокультурной воспитательной системы - цель работы, планомерно осуществляемой школой с конца прошлого века, когда наметились тенденции отхода молодого поколения от национальной культуры, языка своего народа, от его традиционного уклада жизни, утраты нравственно-этических и духовных ценностей, приведшие к деформации сознания нации.
Этнокультурный компонент воспитательной системы обеспечивается в школе через организацию диалога казахской, русской и иных культур, представленных в содержании учебных предметов, воспитательных программ, творческих кружков. Эти идеи реализуются в программе «Атамекен» («Земля предков»), в которой принимают участие учителя, учащиеся и их родители. Основные направления программы - знакомство с многовековым наследием традиций и обычаев казахского народа. Значительная роль здесь принадлежит родному языку, который изучается в школе больше 10 лет. Вначале язык изучался факультативно, по выбору учащихся, в последние годы - как самостоятельный учебный предмет в рамках школьного компонента вариативной части учебного плана.
Очень важным событием стало проведение на базе нашей школы ежегодного районного фестиваля казахского творчества в России. Фестиваль, собирающий детей почти со всех школ района и области, убедил нас в необходимости развития этнопедагогической функции школы и разработки модели нравственного воспитания на основе знакомства с национальной культурой. Собирая и изучая национальную культуру, дети поставлены в условия реальной заботы о сохранении народной песни, музыки, обычаев. Реальную помощь при этом оказывает семья.


Любовь СОБОЛЕВА, директор школы №121, Екатеринбург:

- В нашей школе учатся дети разных национальностей. Помимо коренного населения есть татары, осетины, украинцы, молдаване, таджики, представители народов Севера. Не думаю, что в плане многонациональности мы отличаемся от других учебных заведений Среднего Урала: в большинстве школ Екатеринбурга пестрый национальный состав учащихся. Никаких сложностей это не создает, я бы сказала, наоборот, у детей формируется интерес друг к другу.
В числе традиций, которые зародились недавно, и мы стараемся их поддерживать, фестиваль национальных культур. Следующий пройдет весной, но подготовка уже началась. Это не один фестивальный день, а цикл мероприятий. Проводятся тематические классные часы, дети пишут рефераты, творческие отчеты, презентации. В процессе активно участвуют родители.
Большой популярностью пользуются и день национальной кухни, демонстрация национального костюма. На прошлом фестивале было много ярких выступлений, особенно запомнилась осетинская группа. У нас тогда работала учительница-осетинка, она привлекла своих родственников, присоединились дети-осетины, ученики школы, вместе они подготовили впечатливший зрителей вокально-танцевальный номер. В гости к нам пришли и представители посольства Таджикистана, вручили школе подарок.
Такие фестивали служат взаимному обогащению культур, учат уважению друг к другу.


Константин ТХОСТОВ, директор лицея №369, Санкт-Петербург:

- Межэтнические отношения между детьми - это один из самых сложных и глубоких вопросов. Но научить развивать их в рамках одного предмета нельзя. Очень важно, чтобы в любой образовательной организации была правильно выстроенная среда, в которой отсутствуют межэтнические, межнациональные распри и почва для них. Это первоочередная задача для любой организации, функционирующей в России, которая является многонациональной, многоконфессиональной страной.
В Петербурге, а это исторически сложившийся многонациональный и многоконфессиональный центр, имеется большой опыт по созданию благоприятной среды взаимодействия многих культур. В наших образовательных организациях существует практика формирования среды, которая воспитывает у ребят позитивно ориентированный характер общения друг с другом. Как создается такая среда? Не надо прилагать для этого титанических усилий, нужно просто не акцентировать внимание на том, кто какой национальности. Дети не делятся ни по вероисповеданию, ни по социальному статусу, ни по какому иному признаку, они дети. У всех равные условия, а школа должна быть пространством для творчества, реализации каждого ребенка вне зависимости от каких-то его особенностей. В условиях открытой доступной среды и при грамотном подходе эти принципы жизнеспособны.
Но вопрос еще и в другом: готова ли психологически к этому та команда, которая формирует любую образовательную организацию? И это не только педагоги, но и родители. От понимания родительской общественностью того, какие процессы происходят в школе, зависит успех этих процессов, а площадка школы тем и хороша, что позволяет работать с родителями и объяснять, что «кухонные» разговоры, в которых могут звучать ноты нетерпимости, слышатся ребенком даже тогда, когда он спит.

P.S. Сегодня и в Москве, и в Иванове, и в других городах есть школы, которые с гордостью могут назвать себя настоящими, качественными, многонациональными, потому что их директора подошли к решению главного вопроса такой школы - созданию пространства для мирного и плодотворного сосуществованиях всех и каждого - всерьез, не полагаясь лишь на естественный ход вещей. Но для кого-то этот вопрос становится и проблемой... Не зря, наверное, одна из прошлогодних акций детского телефона доверия проходила под лозунгом «Наша многонациональная школа».